- 23.05.2012
- Автор: Буйлова Л.Н.
Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть возможные подходы к пониманию сущности процесса патриотического воспитания.
Изменения, которые происходят в обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у учащихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. Кроме того, потребности России в обеспечении обороноспособности страны объективно требуют неустанной заботы об укреплении Вооруженных Сил, поддержанию их высокой готовности к выполнению задач по защите Отечества и его национальных интересов.
Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимают государственные учреждения дополнительного образования, хотя практика свидетельствует, что в большинстве государственных учреждений дополнительного образования не сложилась стройная система гражданско-патриотического воспитания подростков, о чем говорит тот факт, что в них отсутствуют необходимые программы деятельности; программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию; слабо развита учебно-материальная база; отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования[1].
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма[2].
В последние годы слово «патриотизм» часто встречается в общественных дискуссиях и в речах отечественных политиков. И это понятно: роль и значение патриотизма всегда возрастает в переломные периоды истории, когда общественное развитие требует повышенного напряжения сил его граждан, их единства и сплоченности.
Патриотизм, как известно, – это не только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к президенту как гаранту, к армии как защитнице.
В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.
Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина. В историческом плане это одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувств. Оно зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга[3].
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество[4].
Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.
Гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых конфликтов. При этом основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:
- · комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств подростков;
- · педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;
- · управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов[5].
Цель гражданско-патриотического воспитания - создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях[6].
На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания.
Задачи патриотического воспитания:
- · разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;
- · развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- · формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;
- · создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.
В настоящее время в России выделяют пять моделей[7] патриотического воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах:
•предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории;
•межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;
•институциональная, представляющаят собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;
•проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;
•диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.
Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Именно поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных лагерей и т.д. имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся.
Можно выделить следующие направления работы по развитию патриотизма обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: героико-историческое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое, военно-патриотическое, историко-краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, социально-политическое.
Ожидаемый результат гражданско-патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.
Совокупность факторов, оказывающих влияние на качество и результативность патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования:
- · индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие и военно-специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);
- · социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности);
- · материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);
- · педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнгительного образования, реализующих программы военно-патриотической направленности)[8].
Под оптимизацией содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования следует понимать целенаправленный подход к построению учебно-воспитательного процесса, при котором в единстве рассматриваются цели и принципы воспитания и обучения, особенности содержания, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данной группы подростков и ее реальные возможности. И уже на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения и воспитания.
К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования можно отнести:
- максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике; целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;
- комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;
- неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;
- дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет в содержательном компоненте учебно-воспитательного процесса индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.
Методы патриотического воспитания:
1) Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).
2) Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
3) Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности:
- · выполнение исследовательских работ по краеведению;
- · организация поисковой работы;
- · волонтерская и «тимуровская» работа;
- · проведение встреч с известными людьми, героями;
- · изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
- · организация детских творческих конкурсов и т д.
В системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.
В современных условиях программы дополнительного образования военно-патриотической направленности являются для подростков школой гражданского становления, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан.
Организация и проведение патриотической работы, как одной из составляющих патриотического воспитания, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы[9].
Первая группа включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера, которые используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.
Вторая группа менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические объединения, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Третью группу образуют наиболее перспективные формы военно-патриотического воспитания, к которым относятся такие формы, как военно-спортивный оздоровительный лагерь; учебные сборы; патриотические клубы и объединения различной направленности.
Интеграция различных форм патриотической работы в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.
Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения учащихся и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления военно-патриотической работы и позволяют, с одной стороны, придать военно-патриотическому воспитанию наиболее массовый характер, с другой стороны - вовлечь больше учащихся в самоуправление оборонно-массовой работы.
Широкое распространение получает в последнее время организация профильных военно-спортивных лагерей для подростков, в которых ребята знакомятся с армейской жизнью, с требованиями общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, занимаются по некоторым разделам боевой и тактической подготовки, получая знания, умения и определённые навыки, необходимые для будущих солдат, и армия перестаёт казаться для них чем-то неведомым и страшным.
Деятельность обучающихся осуществляется на учебных занятиях военно-патриотических объединений, военно-спортивных слетах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, проведения зимних и летних профильных лагерей патриотической направленности, организации поисковых экспедиций.
Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества.
Одним из путей гражданского и патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы. Так, например, ежегодно с 2005 г. Департаментом образования города Москвы организуется и проводится Московским институтом открытого образования Городской конкурс проектных разработок и творческих работ детей и молодёжи «Нет фашизму!»[10]. В конкурсе принимают участие от 1500 до 2000 учащихся московских школ, а по его итогам издается сборник детских творческих работ. Все это помогает ребятам глубже вникнуть и понять исторические события, воспитывает у них гордость за свою Родину и понимание своей причастности к событиям сегодняшнего дня.
Основными целями конкурса являются:
- формирование у детей и молодёжи устойчивого иммунитета к фашизму;
- сохранение памяти о жертвах фашизма и героях антифашистского сопротивления.
Достижение основной цели конкурса обеспечивается следующими задачами:
- активизация процессов разработки проектов и творческих работ, создающих образ Победы над фашизмом средствами литературы, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыки, хореографии, театра, кино, архитектуры, информационных технологий;
- организация межкультурной коммуникации детей и молодёжи разных народов;
- формирование разновозрастных коалиций антифашистской направленности.
Основное содержание конкурса определяется в контексте его целей и структурируется по следующим направлениям: Победа над фашизмом в 1941-1945 г.г.: люди, события, факты; Битва под Москвой: подвиг народов Советского Союза в Победе над фашизмом под в 1941 г.; Международный терроризм: проявление современного фашизма.
Порядок оценки конкурсных работ. Оценка конкурсных работ осуществляется экспертной комиссией, в состав которой входят специалисты, имеющие опыт работы в экспертных комиссиях региональных и федеральных конкурсов, и образование, позволяющее оценить качество конкурсных работ на профессиональной основе.
Предметом экспертизы являются: заявки на участие в конкурсе (1-ый - подготовительный этап); проектная разработка или творческая работа (2-ой - основной этап); результаты интеллектуального ринга и презентация конкурсной работы (3-ий –финальный этап); доклад (сообщение) на научно-практической конференции, презентация символики конкурса и глобальных проектов (суперфинал конкурса).
Экспертиза проводится профильными экспертными группами по тематическим направлениям на основе следующих критериев: полнота информации о конкурсной работе; оригинальность замысла работы; осмысленность избранных авторами темы, направления, жанра, вида и формы конкурсной работы.
Экспертиза конкурсных работ проводится с учётом требований к проектам и творческим работам. Конкурсные работы должны иметь:
- пояснительную записку/ введение, в которой фиксируется информация, позволяющая сделать выводы о том, что проектируется (что предлагается авторами к созданию - предмет, конструкция, процесс и т.д.), в чём состоит авторский замысел конкурсной работы (что задумано), к какому виду относится проектируемый объект (в какой сфере жизнедеятельности человека он может быть использован), для достижения каких целей он предназначается, почему (по каким причинам) проектируемый объект разрабатывается и предлагается к реализации, кому данная работа нужна; кто заинтересован в создание проектируемого объекта, кем он может быть востребован, известны ли авторам аналоги проектируемого объекта (существуют ли похожие или аналогичные), чем от них отличается предлагаемый к созданию новый вариант;
- описание проектируемого объекта (максимально полное представление о нём);
- условия создания проектируемого объекта (определяются как ответы на вопросы, что требуется для реализации авторского замысла: что надо сделать, какие иметь ресурсы, какие нужны условия, кто может помочь в их создании, какие работы надо выполнить, чтобы конкурсная работа была реализована).
Конкурс предназначен для включения детей и молодёжи в работу по восполнению истории Победы в Великой Отечественной войне новыми фактами. По итогам каждого конкурса издается книга, в которой публикуются творческие работы детей и молодёжи города - участников конкурсов, направленные на сохранение в памяти новых поколений правды о сущности фашизма.
Визитной карточкой конкурса «Нет фашизму!» являются изданные книги «Это Победа твоя и моя» (2006 г.), «Непокорённая Москва» (2007 г.) и «Право на жизнь» (2010 г.). Каждая их них занимает особое место не только в формировании вступающих в жизнь новых поколений, но и поколений, в чьей судьбе Великая Отечественная война и одержанная в ней Победа над фашизмом осталась навсегда. Возвращение к исторической правде о войне, в которой человечеству удалось разгромить фашизм, сегодня одна из важнейших задач Правительства Москвы.
Не вызывает сомнений, что существующая система гражданско-патриотического воспитания требует внесения принципиально значимых изменений. В «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года»[11] поднимается проблема низкого качества и недостаточной работы государственных институтов с подростками и молодежью. Среди установленных причин такого положения определены следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу; недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов; недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта; низкая спортивная материально-техническая база в образовательных учреждениях.
Все более очевидна постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Нельзя не отметить и то, что в плане формирования патриотизма резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования. А в некоторых местах патриотизм стал перерождаться в национализм и за последнее время в нашем обществе значительно усилились националистические настроения.
Очевидно и то, что в нашем многонациональном государстве среди молодежи во многом утрачено истинное значение самого понимания сущности интернационализма, напротив насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, не везде созданы условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.
Одним из современных вариантов решения данной стратегической задачи являются программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности, сориентированные на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, подготовку к службе в армии и т.п.
Для педагогов дополнительного образования проводится творческий конкурс авторских программ дополнительного образования детей, в котором одна из номинаций – образовательные программы военно-патриотической направленности, сориентированные на:
- · систематическое и целенаправленное формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, активной гражданской позиции, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского и воинского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
- · формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- воспитание патриотизма и патриотического сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- · формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов;
- · воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- · массовую патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества, расширение знаний об истории и культуре России, ратных подвигах и судьбах соотечественников;
- · развитие таких физических качеств, как выносливость, быстрота реакции, скорость, сила и координация.
Принципы реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности: гражданственность; общенациональность; веротерпимость; приоритетность общественно-государственных интересов над личными; преемственность исторического и культурного наследия России, её духовно-нравственных ценностей и традиций, в том числе и воинских традиций; гуманизм; многообразие видов, форм, методов и средств; адаптивность; постоянное совершенствование; тесная и неразрывная связь с другими видами обучения и воспитания.
Особенности реализации программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности в учреждении дополнительного образования детей проявляются в добровольном выборе обучающимися деятельности по интересам, по формированию своего профессионально-личностного и гражданского самоопределения. Кроме того, организация обучения в учреждении дополнительного образования детей отличается практико-ориентированным, деятельностным подходом. Основными формами реализации образовательных программ дополнительного образования являются проектная деятельность и мастер-классы. Проектная деятельность – это социальные проекты и проекты по дизайну национальных костюмов, а также по созданию изделий из лоскута в технике «лоскутного шитья» с учетом народного творчества. Мастер-класс — это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером, (педагогом), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков. В работе мастер-классов в учреждении дополнительного образования детей принимают участие ни только обучающиеся, но и старшие члены их семей (родители, бабушки, дедушки), где они делятся своими приемами при изготовлении изделий и собственным примером приобщают детей к творчеству, ведь единение членов семьи – это тоже патриотическое воспитание.
Оптимизирует реализацию программ военно-патриотической направленности использование ИКТ в образовательном процессе: с одной стороны, это позволяет педагогу обновлять раздаточный материал, составлять тесты по проверке знаний, размножать и использовать первоисточники, с другой стороны, создает возможность для активизации обучающихся, которые не просто получают готовый материал, а находятся в творческом поиске, совершенствуются, развиваются, готовятся активно к жизни.
Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотического содержания предоставляют широкий спектр направлений:
- · Патриотическое (героико-патриотическое воспитание детей и молодежи);
- · Музейно-экскурсионное (музей народной культуры, музейная педагогика и проблемы нравственностиэкскурсионные маршруты по местам боевой славы, музей и подрастающее поколение, пешие прогулки по Москве),
- · Поисковое (военная археология, поисковая работа на местах боев, юный следопыт,
- · Социальное (обществоведение, военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство их социализации, уроки выживания);
- · Военное (военное дело, морское дело, парусное воооружение военно-морских шлюпок, азбука юнги, военно-десантная подготовка, служебное собаководство, военный/армейский рукопашный бой, стрельба);
- · Историческое (история войны, история географических открытий).
Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности можно сгруппировать следующим образом:
I. Программы воспитательно-профилактического действия, направленные непосредственно на предупреждение этно-конфессионального экстремизма (программы).
II. Программы, обеспечивающие профилактику социальных отклонений в поведении школьников (профилактика наркомании, курения, пьянства, СПИДа, профилактика правонарушений, формирование непримиримого отношения к взяточничеству).
III. Программы, направленные на формирование у учащихся позитивных жизненных целей и мотивов.
IV. Программы общевоспитательной направленности.
Авторами дается очень краткая характеристика комплекса программ, в которой выделим:
- нацеленность на непрерывный воспитательный процесс;
- охват учащихся всех возрастных групп;
- ориентация на работу не только с учащимися, но и с их родителями;
- указание на использование современных методик;
- обобщение и распространение опыта использования данных программ в образовательных учреждениях;
- адаптация программ к специфике регионов.
Принимая идею патриотического воспитания к проектной проработке, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организаций дополнительного профессионального образования в целом и повышения квалификации в частности.
Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения квалификации.
Кафедра педагогики дополнительного образования Московского института открытого образования разработала и приняла к реализации структурно-уровневую модель повышения квалификации работников данной сферы. В ее основе - дифференцированный подход к организации повышения квалификации с учетом присущего сфере дополнительного образования детей многообразия образовательных областей, видов и типов образовательных программ и программ организации деятельности детей в рамках неформального и информального образования.
Реализуемая кафедрой модель системы повышения квалификации имеет трехуровневую структуру. На первой ступени решаются задачи введения в педагогику дополнительного образования и реализуются программы для начинающих педагогов, руководителей и для тех, кто не имеет педагогического образования. Вторая ступень предназначена для обеспечения профессионального роста специалистов. Здесь реализуется модульная комплексная программа «Теория и практика дополнительного образования детей». Количество программных модулей и их содержательная направленность находятся в состоянии постоянного обновления, что объясняется спецификой дополнительного образования детей. Все программные модули имеют базисную часть, отражающую общие для всех категорий работников дополнительного образования детей теоретические знания и специализированные методические (преимущественно 36-часовые) блоки, реализуемые на базе учреждений, располагающих оформленным опытом организации дополнительного образования по одному из направлений, силами работающих в них специалистов.
Для педагогов дополнительного образования программы формируются в соответствии с направленностями, а практический блок реализуется на базах профильных учреждений.
Один из модулей – «Дополнительное образование детей: военно-патриотическая направленность» реализуется на базе ГОУ «Московская городская станция юных туристов». Учебные занятия проводятся в разных формах. Лекции органично встроены в образовательный процесс. Особое место занимают коллективная рефлексия и самостоятельная работа специалистов. Образовательные программы повышения квалификации предполагают входную и итоговую диагностику, освоение подходов к созданию методических комплексов к реализуемым специалистами образовательным программам.
На третьей ступени решаются задачи совершенствования профессионального мастерства. Реализуемые на этой ступени программы и программные модули рассчитаны на опыт специалистов по организации дополнительного образования детей на высоком качественном уровне. Здесь реализуются проблемно-тематические программы. В рамках этих программ педагоги осваивают технологии презентации своего опыта в самых различных формах (подготовка статей к печати, подготовка самоанализа к аттестации, выступление на конференциях, участие в конкурсах, выставках и другое).
Особое место в системе повышения квалификации занимают постоянно действующие проблемно-практические семинары и городские методические объединения, на заседаниях которых рассматриваются в числе других вопросы военно-патриотического, духовно-нравственного, гражданского воспитания детей; организуются обсуждения профессиональным сообществом разработанных программ и материалов, проводится их экспертиза и т.д. Заседания городских методических объединений проводятся на базе как городских, так и окружных учреждений раз в месяц, возникающие на них вопросы становятся предметом обсуждения на методических семинарах и консультациях.
По данным информационных источников вскоре в России может появиться закон о патриотическом воспитании молодёжи. В Государственной Думе недавно прошло заседание круглого стола на тему: «Законодательное обеспечение патриотического воспитания молодёжи»[12], на котором обсуждалась также вероятность введения в обязательную программу уроки патриотизма и создания госзаказа патриот-проектов в области отечественного кинематографа, а также в СМИ[13].
Если в реальном законодательном поле появится обсуждаемая сегодня инициатива, то можно с уверенностью сказать, что это будет достойный первый шаг для обозначения на политической и гражданской карте России необходимости формирования патриотического мировоззрения.
Используемая и рекомендуемая литература
- Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурйой деятельности в системе патриотического воспитания учащихся. Дисс. . канд. пед. наук. Тамбов, 2004. - 214 л.
- Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Дисс. . докт. пед. наук. Якутск, 2002. -351 л.
- Алиева Сарият Адзиевна. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2002 164 c. РГБ ОД, 61:02-13/1464-6
- Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Беседа с зам. пред. ком. Гос. Думы РФ по обороне//Военное обозрение. 2003. - № 1. - С. 2.л
- Быть достойным: Программа гражданского и патриотического воспитания подростково-молодёжного клуба "Заречье плюс" Зареченского района г. Тулы//Воспитание школьников. 2003. - № 2. - С. 37-45.
- Войкин Александр Юрьевич. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в малом городе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Войкин Александр Юрьевич; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова].- Кострома, 2007.- 245 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3061
- Военно-патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы (обращение к Министерству образования и науки РФ, Министерству обороны, администрациям регионов и учебным заведениям) - http://niitt.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=153&itemid=0
- Вырщиков А.Н., Кусмарцев Б.М. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. – Волгоград, 2006 - http://www.vounb.volgograd.ru/CLNVR/library/Kusmarzev/Patrioticheskoe_vospitanie_covremennoi_molodegi.pdf
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития//Воспитание школьников. - 2002. -№7. - С, 8-10.
- Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс. . докт. пед. наук. М., 2001. - 396 л.
- Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. СПб, 2005. - 177 л.
- Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». М.: Аркти, 2003. - 166 с.
- Коробанов В.А. Патриотическое воспитание молодёжи в условиях политической трансформации российского общества. Дисс. . канд. полит, наук. Саратов, 2005. - 184 л.
- Микрюков Василий Юрьевич. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Микрюков Василий Юрьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2009.- 315 с.: ил.
- Мельчакова Ирина Вячеславовна. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 189 c. РГБ ОД, 61:04-13/1116
- Рудакова Галина Владимировна. Взаимосвязь физического и патриотического воспитания младших школьников в учреждениях дополнительного образования : 13.00.04 Рудакова, Галина Владимировна Взаимосвязь физического и патриотического воспитания младших школьников в учреждениях дополнительного образования (На примере военно-спортивного клуба) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Коломна, 2005 223 с. РГБ ОД, 61:05-13/1654
- Теньшова Ольга Николаевна. Патриотическое воспитание подростков в клубных учреждениях Дальневосточного региона: личностно-деятельностный подход : личностно-деятельностный подход : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.05 Москва, 2007 211 с. РГБ ОД, 61:07-13/1400
- Чистяков С.Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. -М., 2002. 187 л.
- Чотчаев С.А. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной работе в школе (На материале КЧР). Дисс. . канд. пед. наук. -Карачаевск, 2005. 173 л.
- Что нужно, чтобы наши дети выросли патриотами?//Учит. газ. -2003. 15 июля. - С. 8-9.
- Шитикова О.Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе. Дисс. . канд. пед. наук. Шадринск, 2002. - 162 л.
[1] Заставенко, Валерий Александрович. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2005. - 177 с.
[2] Яковлева В. Н. Формирование патриотического сознания //Открытый Ставропольский краевой педагогический фестиваль «Талант года». - http://talant.lik10.ru/viewtopic.php?t=32&sid=ff3eaae2420acdeea4ea238eaf751240
[3] Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях// Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции/ Под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. – Магнитогорск: МГТУ, 2005. – 131 с. - http://www.magtu.ru/win1251/chairs/philosophy/Sborniks/Patriot2005.htm
[4] Микрюков Василий Юрьевич. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Микрюков Василий Юрьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2009.- 315 с.: ил.
[5] Заставенко, Валерий Александрович. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2005. - 177 с.
[6] Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» - http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/voen.php
[7] Форум Кузбасского регионального ИПКиПРО: Конференции » «Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы», 23-24 марта 2010 года - http://ipk.kem-edu.ru/forum/index.php?PHPSESSID=0784bc57e710c9c030be7a9472dfeb50&board=5.0
[8] Заставенко, Валерий Александрович. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2005. - 177 с.
[9] Форум Кузбасского регионального ИПКиПРО: Конференции » «Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы», 23-24 марта 2010 года. Секция № 5. Организационно-педагогические аспекты обновления содержания гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей - http://ipk.kem-edu.ru/forum/index.php?PHPSESSID=0784bc57e710c9c030be7a9472dfeb50&board=5.0
[10] Положение о Московском городском конкурсе проектных разработок и творческих работ и детей и молодёжи «Нет фашизму!» - http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=81&prjid=312; сайт Конкурса - www.netfashizmu.ru
[11] Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р г. Москва. Опубликовано 12 февраля 2010 г. Вступает в силу: 20 февраля 2010 г. Опубликовано в "РГ" - Федеральный выпуск №5109 от 12 февраля 2010 г.- http://www.soldiers-mothers-rus.ru/conception.html
[12] Комитет по делам молодежи 27 мая 2008 г. провёл круглый стол на тему: « Законодательное обеспечение патриотического воспитания молодежи» - http://www.parlament-club.ru/news,1,456.htm
[13] Архипов О.Н. Кодекс патриотизма//Тюменский клуб патриотической мысли. - http://www.tkpm72.org/articles?id=32