Повышение квалификации педагога дополнительного образования в условиях введения профильного обучения
- 23.05.2012
- Автор: Буйлова Л.Н.
В настоящее время происходит реформирование системы российского образования, направленное на поиск эффективных путей его дальнейшего развития. Прогрессивным шагом в этом направлении является введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, которое, согласно "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", определяется как "средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования".
Научными основаниями определения сущности профильного обучения на старшей ступени выступают такие психолого-педагогические подходы, как развивающий, гуманистический, индивидуальный, компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный, субъект-субъектный, возрастной. Обобщение названных подходов показывает, что профильное обучение в школе должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию, определяемую учащимся самостоятельно, в соответствии со своими интересами, запросами, склонностями.
Ключевую роль при введении системы профильного обучения, как инновационного процесса, играет необходимость тесного взаимодействия основного и дополнительного образования, так как уникальный методический опыт, сформированный и накопленный учреждениями дополнительного образования, имеет большое значение в обновлении общего образования и поможет школе в достижении целей профильного обучения. Следовательно, необходимо понять, что дополнительное образование может дать современной школе. А это может сделать только педагог, имеющий знания не только в области дополнительного, но и профильного обучения, а также соответствующим образом подготовленный к подобной работе на курсах повышения квалификации.
Такой педагог сможет выступать субъектом индивидуализации обучения. Это потребует от него трансформирования своей педагогической позиции от информационно-контролирующей в пользу личностно-ориентированной, поддерживающей, которая в болей степени характерна именно для системы дополнительного образования детей.
Но именно в этом аспекте немаловажным фактором является изменение позиции педагога в трех основных направлениях:
1) отношение к детям как развивающимся субъектам;
2) изменение культуры человеческого взаимодействия;
3) отношение к себе как к развивающемуся субъекту (Е.Д. Афанасьева, Л.Г. Борисова).
Таким образом, реализация системы профильного обучения в современных условиях невозможна без изменения позиции педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности. А ведь субъектность педагога становится перспективой развития ученика.
Исследования, проводившиеся на базе Московского института открытого образования (МИОО) показали что, большинство педагогов дополнительного образования не восприняли идей профильного обучения и не простроили перспектив своей работы в этом направлении. Кроме того, не произошло серьезного осознания необходимости глубокой перестройки своей деятельности, что свидетельствует об их низкой мотивационной готовности к осуществлению данной инновации. Среди основных проблем личностного характера включения педагогов в педагогическую деятельность по введению системы профильного обучения можно назвать их консерватизм и боязнь неудачи при осуществлении такой работы: педагогам, особенно имеющим большой стаж, трудно расставаться с устоявшимися традиционными принципами обучения и осваивать новые виды и формы деятельности.
При этом анализ основных мотивов побуждающих педагогов принимать участие во введении системы профильного обучения в школе показал, что:
- · 36% педагогов уверены, что это повысит качество процесса обучения,
- · 27% считают, что это сможет повысить их престиж в педагогическом коллективе,
- · 23% предполагают укрепить свои позиции в профессии;
- · 14% поступают, как коллеги, чтобы не отстать от них.
Основными препятствиями в создании системы профильного обучения, по мнению педагогов, являются:
- отсутствие необходимых материально-технических условий;
- отсутствие методического и программного обеспечения профильного обучения;
- низкая профессиональная подготовленность педагогов;
- отсутствие информирования.
В результате проведенного исследования были сделаны выводы о необходимости организации специальных курсов повышения квалификации или разработки соответствующих программных модулей, так как достижение профессиональной успешности педагогов на начальном этапе введения педагогических инноваций тесно связано с обеспечением необходимого уровня их профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему его знаний и умений, его ценностные ориентации, интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания). Применительно к профессиональной подготовке специалиста содержание понятия «компетентность» включает в себя мобильность знания, гибкость метода критичность мышления (Т.Г. Браже, М.П. Чошанов).
Повышение квалификации педагога можно рассматривать как процесс формирования и развития основ (предпосылок) профессиональной компетентности (С.А.Дружилов).
Исходя из сказанного, одной из наиболее острых нерешенных проблем в этой области является проблема поиска средств, способствующих пробуждению у педагога дополнительного образования потребности в обновлении своего педагогического мышления, повышения мотивационной готовности к осуществлению инновационной деятельности и профессиональному росту. Поэтому повысить эффективность процесса повышения квалификации педагогов в условиях введения профильного обучения возможно, если:
- обеспечить научную и программно-методическую подготовку педагогов по проблеме профильного обучения, создать условия для повышения их профессиональной компетентности в этой области;
- повысить мотивацию педагогов ко включению в деятельность по реализации идей профильного обучения;
- предусмотреть на курсах повышения квалификации не только овладение педагогом особенностями педагогической деятельности на организационном, но и на дидактическом уровне индивидуального подхода;
- целенаправленно развивать устойчивую потребность педагога дополнительного образования в овладении новыми педагогическими технологиями, направленными на реализацию личностно-ориентированного принципа обучения;
- обеспечить системное включение педагога в деятельность по внедрению идей профильного обучения в практику.
В связи с этим в МИОО разработана образовательная программа повышения квалификации педагогических кадров «Теория и практика введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы», в ходе обучения по которой педагоги познакомятся:
- с основными положениями нормативных документов, регламентирующими введение профильного обучения;
- с рекомендуемыми мерами по организации профильного обучения в целом и по конкретным предметам, в частности.
Кроме этого, содержание программы включает такие знания, как проектирование образовательных систем, разработка и экспертиза образовательной продукции, управление процессами введения инноваций в образовательный процесс.
Реализация программы целесообразна на базе образовательного учреждения, чтобы была возможность включить в изучение проблемы большую часть педагогического коллектива. Для этого перед началом курсового обучения необходимо провести анализ кадрового состава педагогического коллектива, осваивающего программу, с позиций возможности его участия в реализации профильного обучения в старшей школе. Затем – провести корректировку программы повышения квалификации в соответствии с выявленными проблемами и уровнем готовности слушателей в работе.
Содержание программы максимально приближено к тем реальным практическим задачам, которые предстоит решать практическим работникам при введении профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, поэтому при организации занятий широко используется накопленный в образовательных учреждениях г. Москвы практический опыт.
Основным требованием, предъявляемым к определению результатов реализации программы перехода на профильное обучение, является соответствие практическим потребностям педагогов, повышение степени готовности кадров к выполнению своих профессиональных задач.