Буйлова Л. Н., Павлов А.В. Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей [Текст] / Л. Н. Буйлова, А. В. Павлов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 124-129.

 

В статье рассмотрена специфика создания сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей, определены целесообразность, принципы, функции и содержание его деятельности. Проанализированы и обобщены основные понятия. Освещены прикладные проблемы функционирования и перспективного развития сетевого ресурсного центра.

Ключевые слова: ресурс, ресурсный центр, сетевой ресурсный центр, окружной ресурсный центр дополнительного образования детей, дополнительное образование детей, сетевое взаимодействие.

 

Происходящие социально-экономические изменения в образовательной политике обусловили необходимость модернизации системы дополнительного образования детей, что нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 гг. (от 22 ноября 2012 г. № 2148-р), Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (от 2 июня 2012 г. № 761), Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)".

Дополнительное образование детей сегодня «является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг» с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, высоким уровнем инновационной активности» [4], что позволяет рассматривать эту сферу как одно из приоритетных направлений.

Особенностью системы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер: дополнительные общеобразовательные программы реализуются в соответствующих учреждениях, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, колледжах, охватывает различные сферы и направления деятельности — образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, науку и технику.

В последние десятилетия в вопросах организации дополнительного образования детей наблюдается определенный кризис, вызванный, с одной стороны, увеличением роли образования в обществе, при сохранении тенденции дефицитности используемых ресурсов и отсутствием технологичных методик управления [1, с. 5–6]. Эта проблема актуальна и для активно создаваемых в настоящее время образовательных комплексов, и для динамично развивающихся учреждений дополнительного образования детей, и для учреждений, имеющих устойчивое эволюционное развитие и для учреждений, испытывающих дефициты преимуществ и динамики развития.

Но в последние годы дополнительное образование детей испытывает системный кризис, связанный с определением его ценностного, целевого, функционального назначения в государстве, обществе, образовании, что проявляется в следующих противоречиях:

  • присущая дополнительному образованию детей логика неформального образования (свобода выбора, отсутствие жесткой регламентации и т. п.) и формализованный, регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных образовательных программ;
  • необходимость увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 % и отсутствие единой системы координации реализации этих программ в сети образовательных учреждений округа, региона;
  • разноаспектное понимание предназначения дополнительного образования детей и необходимость его системного определения в реально действующей образовательной сфере;
  • многообразие и вариативный характер содержания дополнительного образования детей и непроработанность показателей результативности, параметров и критериев эффективности дополнительных общеобразовательных программ;
  • усиление объективных требований к качеству реализации дополнительных образовательных программ и инертность включения образовательных учреждений в решение этой задачи;
  • необходимость всестороннего учета динамично меняющихся потребностей на образовательные услуги в сфере дополнительного образования детей и отсутствие системы изучения и формирования социального заказа в пределах конкретной территории;
  • расхождение между самооценкой качества реализуемых образовательным учреждением дополнительных общеобразовательных программ и оценкой этих программ потребителем, а также их соответствием приоритетам государственной политики в сфере образования;
  • увеличение числа образовательных учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, нарастание между ними конкурентной борьбы и объективная неспособность многих из них предоставить качественную услугу;
  • преобладание художественно-эстетической и физкультурно-спортивной направленностей дополнительного образования детей и недостаток конкретно предметных областей образования (технического, естественно научного профиля и т. п.);
  • необходимость специализированного современного оборудования для реализации дополнительных общеобразовательных программ и устаревшая учебно-материальная база большинства образовательных учреждений;
  • острая потребность в специалистах дополнительного образования, способных работать в новых условиях, и небольшой профессиональный рынок труда, неспособный компенсировать нехватку квалифицированных специалистов для данной сферы.

Разрешить существующие противоречия возможно за счет повышения качественного уровня оказания услуг дополнительного образования детей. При этом особенно важным становится понимание того, что новое качество дополнительного образования детей должно обеспечиваться не отдельным учреждением, а сетью в целом, что продиктовано, прежде всего, требованием экономически целесообразного целевого распределения всех видов ресурсов.

Сегодня дополнительное образование детей на конкретной территории (в нашем случае, в пространстве административного округа), как правило, представляет собой разнородную совокупность учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, «привязанные» к типу образовательного учреждения (с типовыми штатами, «жестко» прописанными видами деятельности и т. д.). При этом горизонтальные взаимодействия между учреждениями в решении общих задач (важнейшая характеристика сетевой организации образовательного пространства) практически отсутствуют.

Ресурсы окружной системы дополнительного образования детей, как и региональной в целом, используются далеко не рационально. Каждое образовательное учреждение стремиться быть самодостаточным, вместо того, чтобы использовать образовательные ресурсы других учреждений, ведомств (например, предприятий и организаций реального сектора экономики). При этом абсолютно очевидно, что в этой деятельности учреждения дополнительного образования детей не выдерживают конкуренцию со школами и центрами образования по причине нормативно-правовой и статусной неопределенности, а их материально-техническое оснащение не обновляется в соответствии с задачами, которые они решают.

В то же время мировые тенденции развития образования свидетельствуют о том, что учебное заведение перестает быть единственным источником образования, а работает рядом с другими структурами, объединяя и используя их образовательные ресурсы (кадровые, информационные, научно-методические, материально-технические, информационные и др.), которые, исходя из требования максимально эффективного их использования, целесообразно сконцентрировать в отдельной институциональной форме с условием обслуживания всей сети (или ее составной части). Сеть в целом должна предоставлять возможность различных способов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Стоит отметить, что основным критерием развития сферы дополнительного образования детей, отмеченным и в Указах Президента (2012 г.), и в государственной программе «Развитие образования в РФ до 2020 года» становится процентный охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, требующий от исполнительных органов власти учета, анализа, прогноза и своевременной деятельности по обеспечению и коррекции данного показателя. Вместе с тем, сегодня во многом задачи по развитию системы дополнительного образования детей перераспределяются на региональный уровень, и от того, насколько эффективно выстроена организационная модель системы, будет зависеть успех развития всей сферы.

В этой связи одной из первоочередных задач является «создание сетевых ресурсных (ресурсно-методических) центров на федеральном и региональном уровнях» [4], способных обеспечить координацию и согласование этой деятельности: возникает необходимость в новых единицах сети дополнительного образования детей, в которых будет обеспечиваться коллективное использование группой учреждений сконцентрированных ресурсов, необходимых для реализации дополнительных общеобразовательных программ, востребованных потребителями.

В настоящее время понятие образовательного ресурсного центра никак нормативно не закреплено. Понятие «ресурсный центр» появилось недавно, с внедрением в российскую теорию и практику информационного менеджмента, его целесообразно рассматривать в двух смысловых контекстах: 1) как место сосредоточения ресурсов («ресурс» — запасы, источники чего-нибудь; возможность, к которой можно прибегнуть при необходимости; средство, имеющееся в наличии, к которому обращаются лишь при необходимости; либо источник чего-либо); 2) как ресурс управления профессиональными взаимоотношениями («центр» — цельность, целостность; точка, вокруг которой все вращается; совокупность всех возможностей; высший орган руководства, управления какой-либо деятельностью; место сосредоточения какой — либо деятельности) [2].

В этой связи представляет интерес точка зрения А. В. Лебедева [3, с. 23–35], который определяет «ресурсный центр» как координационный орган, создаваемый сетевыми структурами в целях усиления их ресурсов для оптимизации деятельности. Главным предназначением Ресурсного центра, по мнению А. В. Лебедева, должно быть совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками партнерства, например, переподготовка и повышение квалификации кадров, проведение диагностики и анализа деятельности, организация экспертизы образовательных программ, осуществление консалтинга, ретрансляция инноваций в практику, организация прикладных исследований и др. при соблюдении принципа партнерства, то есть объединения ресурсов и совместного их использования.

Таким образом, «ресурсный центр дополнительного образования детей (РЦДОД)» можно определить как образовательное учреждение, концентрирующее, аккумулирующее, оптимизирующее и создающее информационные, технические, программные, кадровые, методические и иные ресурсы для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ как внутри своего образовательного учреждения, так и оказания методической помощи другим учреждениям в сопровождении актуальных направлений развития дополнительного образования детей. Ресурсный центр предназначен для формирования инфраструктуры сферы дополнительного образования детей на основе интеграции образовательных учреждений в пределах конкретной территории (региона, муниципалитета, округа) и их социальных партнеров в целях повышения качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечения доступности и эффективности образовательных услуг в сфере дополнительного образования.

Сеть учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы — это совокупность образовательных учреждений, имеющих общие цели, общие ресурсы для их достижения, единое информационно-образовательное пространство, ресурсный центр, единый центр управления.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений — совместная деятельность образовательных учреждений, входящих во взаимодействующую сеть и обеспечивающих возможность обучающимся осваивать дополнительные общеобразовательные программы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.

 

Целесообразность создания Сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей (СРЦДОД )обусловлена следующими задачами:

1. Управленческая — единый координационный центр позволяет эффективно управлять деятельностью по развитию дополнительного образования детей, увеличению охвата дополнительными общеобразовательными программами школьников до 75 %.

2. Педагогическая — объединение учебно-методических материалов, непрерывное обновление содержания дополнительного образования, взаимосогласованность учебных планов и дополнительных общеобразовательных программ; создание основ единого образовательного пространства в области дополнительного образования, в выделении сети различных образовательных учреждений, предоставляющих обучаемым действительную возможность выбора содержания и направления дополнительного образования с учетом их личных интересов и возможностей.

3. Экономическая — оптимизация ресурсов сети дополнительного образования детей (кооперация и перераспределение ресурсов сети с целью более полной их отдачи), экономия бюджетных средств, наличие реального многообразия ДОП, доступных потребителю, решение вопросов укомплектования образовательных учреждений преподавательским специалистами, обеспечение результативности без дополнительных бюджетных расходов. Внутрисистемное положение оператора позволяет также сэкономить бюджетные средства.

4. Социальная — обеспечение доступности и качества дополнительного образования, достижение вариативности дополнительных общеобразовательных программ, предоставление полного спектра услуг по дополнительному образованию детей с учетом реальных запросов потребителей, ОУ и приоритетов образовательной политики.

Сфера деятельности сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей (СРЦДОД) — научно-методическое сопровождение реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях различного типа и уровня в пределах конкретной территории — учебного округа: УДОД, ДОУ, СОШ, СПО, ВУЗ.

Весьма широкий охват сети образовательных учреждений необходим в связи с актуализацией осуществления дополнительного образования в форме дополнительных общеобразовательных программ (ДОП) на базе того или иного вида образовательного учреждения. «Системой координат» для деятельности сетевого ресурсного центра является не сеть образовательных учреждений, а именно — система дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых на определенной территории региона.

Следующим перспективным уровнем реализации сетевого ресурсного центра может стать межведомственная координация усилий по развитию дополнительного образования детей (образование, культура, спорт, молодежная политика). Ресурсный центр может оперировать данными по показателю охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет и координировать соответствующую работу по его обеспечению.

Одним из приоритетных направлений деятельности сетевого ресурсного центра является — обновление содержание дополнительного образования детей, направленное на его повышение качества и эффективности путем обновления направлений, содержания ДОП (сертификации ДОП), организационных форм, технологий, выработке единых принципов и региональных требований, сохранение преемственности (интеграции) общего и дополнительного образования детей, а именно:

  • обновление содержания системы дополнительного образования детей путем разработки программ нового поколения, в том числе сконцентрированные на определенной предметной области, а также интегрирующие различные области знаний;
  • актуализация программ технического профиля нового поколения, ориентированных на современные достижения науки и техники и перспективные направления научно-технического творчества;
  • разработка программ экономико-правовой подготовки школьников, создание бизнес-инкубаторов с привлечением бизнес-структур;
  • обновление социально-педагогических программ, усиливающих воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей;
  • создание программ, нацеленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного потенциала региона;
  • создание программ, способствующих привлечению в систему дополнительного образования учащихся старшей ступени общего образования и учащейся молодежи;
  • обеспечение преемственности уровней образовательных программ, включающих долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут;
  • внедрение информационных технологий, медиа- и самообразования;
  • организация работ, связанных с обеспечением сопровождения особых детей (одаренных, проблемных и т. п.);
  • развитие программ, обеспечивающих допрофессиональную подготовку школьников.

Обновление содержания дополнительного образования детей в существующей системе деятельности образовательных учреждений возможно с наибольшей степенью вероятности посредством регулирования государственного заказа, учета и коррекции спроса на дополнительное образование детей потребителей через сетевой ресурсный центр.

Функции Сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей (СРЦДОД):

1. Образовательная:

  • создание образцов (матриц) дополнительных общеобразовательных программ, соответствующих технологическим и организационно-экономическим условиям и потребностям целевых групп обучающихся;
  • учебно-методическое обеспечение дополнительных общеобразовательных программ (от разработки до экспертизы и внедрения);
  • освоение и распространение современных технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • разработка проектов инновационной деятельности;
  • разработка и внедрение единых подходов (требований) к оценке качества дополнительных общеобразовательных программ.

2. Организационная (операторская):

  • маркетинг, сбор, анализ и обобщение потребностей обучающихся и социального заказа в сфере дополнительного образования детей в рамках учебного округа;
  • формирование стратегии реализации дополнительных общеобразовательных программ в сети учреждений учебного округа;
  • распределение заказа по реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях учебного округа;
  • разработка и внедрение моделей многоканального финансирования дополнительного образования в образовательных организаций различных сфер (образования, культуры, спорта, молодежной политики);
  • мониторинг реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • расчет целевого показателя по охвату детей дополнительными общеобразовательными программами в учебном округе;
  • координация усилий в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ в учебном округе с целью оперативного решения возникающих проблем, затруднений и поставленных задач;
  • экспертиза и сертификация дополнительных общеобразовательных программ сети образовательных организаций учебного округа в соответствии с единым системным подходом функционирования сети;
  • координация работы образовательных организаций в сфере дополнительного образования детей, методическими центрами, научными организациями, органами управления образования, социальными партнерами и т. д.

3. Сервисная (профессионально-методическая):

  • профессиональная поддержка педагогов дополнительного образования (повышение квалификации в различных формах);
  • работа по распределению кадровых ресурсов, подбору специалистов в соответствии с потребностями в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сети образовательных учреждений учебного округа;
  • организация мероприятий, направленных на повышение квалификации кадров.
  • консультация специалистов учебного округа по вопросам реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • формирование инфраструктурных сервисов, совместно используемых всеми участниками сети;
  • оказание индивидуальной методической поддержки и сопровождения.

4. Информационно-технологическая:

  • формирование банка дополнительных общеобразовательных программ, методических материалов и учебно-методических комплексов;
  • информирование потребителей образовательных услуг;
  • информационно-технологическая и организационная поддержка деятельности сети образовательных учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
  • сетевое информационное взаимодействие через интернет-ресурс.

5. Социокультурной интеграции и социализации:

  • формирование стратегии (разработка плана) мероприятий социокультурного характера, сопутствующих образовательному процессу по дополнительным общеобразовательным программам (лагеря, праздники, туристические слеты и т. д.);
  • обеспечение функционирования механизмов внешних связей образовательных учреждений и сети в целом;
  • сопровождение мероприятий с целью интеграции ресурсов сети реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • координация мероприятий (контроль исполнения, корректировка плана) социокультурного характера — реализации календарей мероприятий с обучающимися;
  • развитие сети социального партнерства.

6. Экономико-правовая:

  • возможность аутсорсинга бухгалтерских услуг сети образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
  • нормативное обеспечение деятельности в единстве подходов, форм, механизмов реализации охватываемой сети образовательных учреждений, в том числе приносящей доход деятельности.

В связи с интенсивным развитием информационных технологий в деятельности Сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей (СРЦДОД) особую роль играет региональный информационный ресурс — портал «Дополнительное образование», который:

  • предоставляет полный спектр дополнительных образовательных программ учебного округа с актуализацией персонифицированной информации для потребителей;
  • располагает в свободном доступе для посетителей электронной учебной, методической, научной, справочной базой для специалистов;
  • содержит типовые документы по организации дополнительного образования детей;
  • предлагает электронные формы заполнения данных по реализации ДОП для образовательных учреждений;
  • является площадкой профессионального сетевого общения педагогического сообщества;
  • выполняет роль площадки для общественной оценки дополнительных образовательных программ, реализующихся в учебном округе.

Особенности статуса и организации детальности Сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей (СРЦДОД):

Учитывая место и роль сетевого ресурсного центра в развитии системы дополнительного образования детей региона во исполнение федеральных нормативных правовых актов, миссия сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей должна быть закреплена в программных и концептуальных документах региона. Это позволит регламентировать его деятельность формально, нормативно и концептуально на уровне региона, очертив его реальные полномочия. Практика организации ресурсных центров свидетельствует о преимущественном использовании формы структурного подразделения образовательных организаций.

Сетевой ресурсный центр не является самостоятельным юридическим лицом, а создается (закрепляется) на базе наиболее обеспеченной ресурсами (кадровыми, методическими, материально-техническими) организации дополнительного образования детей. Это позволит, с одной стороны, использовать весь потенциал системы данной организации, с другой — обеспечить некоторую экономию на имущественном и материально-техническом обеспечении (помещение, оргтехника и т. д.).

Но поскольку данная организационная структура должна обладать определенными властными, распорядительными полномочиями в таком случае представляется целесообразным включение СРЦДОД в структуру органа управления образования, где полномочия и обязанности СРЦДОД закреплены распорядительным документом органа управления образования, деятельность регламентируется Положением. Таким образом, в данной модели СРЦДОД является самостоятельным структурным подразделением органа управления образования.

Другой моделью организации СРЦДОД может стать создание региональным органом управления образования самостоятельного юридического лица в форме некоммерческой организации, что позволит обеспечить более широкую самостоятельность и независимость от сети организаций сферы дополнительного образования детей.

Оперативное руководство Сетевым ресурсным центром дополнительного образования детей осуществляется его руководителем, назначенным начальником учебного округа. В соответствии с направлениями деятельности сетевого ресурсного центра создаются подразделения (отделы), ответственные за их реализацию.

Деятельность СРЦДОД должна осуществляется при использовании процедур общественной экспертизы и средств публичной открытости.

Реализация модели Сетевого ресурсного центра дополнительного образования позволит обеспечить развитие региональной системы дополнительного образования в соответствии с концепцией государственной образовательной политики

Активное участие в формировании рынка услуг сферы дополнительного образования позволит актуализировать определенные направления (научно-техническое, социально-педагогическое, экономическое и др.), регулировать деятельность системы, обеспечить качество и доступность таких услуг.

В условиях кризиса актуальность управления ресурсами возрастает, и оно может рассматриваться как существенное условие не только сохранения школами созданных преимуществ, но и как средство поддержания имеющегося уровня качества образования.

 

Литература:

 

1. Арапова П. И., Баранова И. И., Баркова М. В. и др. Ресурсный центр образовательного учреждения: стратегия научно-методического сопровождения. Опыт инновационного поиска педагогического коллектива. — Москва: Интеллект-Центр, 2011. — 120 с.

2. Крупнейший сборник онлайн-словарей — http://www.onlinedics.ru

3. Лебедев А. В. Информационные ресурсы как ресурсы управления // Музей будущего: Информационный менеджмент. М., 2001.

4. Проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, направленный в регионы для ознакомления Департаментом дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки РФ от 26.12.2012 г.)