Подводим итоги сложного и насыщенного событиями ушедшего года.

Постараемся последовательно вспомнить основные события года. Каким он был для системы дополнительного образования детей?

Не хотелось преждевременно подводить итоги, ожидая, что «на финише» года могут произойти значительные события, принципиально смещающие вектор внимания. Как, новогодним подарком в прошлом году стало принятие нового ФЗ «Об образовании в РФ».

Начнем обратный отсчет с самого ожидаемого - Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Как и предполагали эксперты, программа не была принята, что, конечно, обусловлено рядом причин.

Проект Межведомственной программы развития ДОД в РФ дал стимул для разработки региональный программ и «дорожных карт» развития сферы дополнительного образования.

Надо отметить, что 2013 год прошел под знаком юбилея государственной системы дополнительного образования: практически в каждом регионе этому событию были посвящены различные мероприятия – концерты, конкурсы, конференции, форумы… Кто-то запоздало, но все-таки успел отметить юбилей под самый Новый год.

Внешкольному дополнительному образованию - 95 лет. Тому, «когда и как все начиналось», посвящена статья Б.А. Дейча. Проявляя исследовательское занудство,  1918 год – формально год основания первого государственного внешкольного учреждения. Создание же «государственной системы» можно отнести лишь к 1919 г., когда были подведены первые итоги работы созданного в ноябре 1917 г. Отдела внешкольного образования Наркомпроса РСФСР и сформирована правовая основа (Постановление Наркомпроса РСФСР от 04.06.1919 "Об организации дела внешкольного образования в Р.С.Ф.С.Р. (Положение).

Значительным событием второй половины 2013 года стал ряд научно-практических мероприятий в федеральных округах с завершающей их 3-4 декабря Всероссийской конференцией работников дополнительного образования, организованных Общероссийским профсоюзом образования (особая благодарность за проявленное внимание к вопросам ДОД Г.И. Меркуловой, Т.В. Куприяновой, И.В Нащекиной) при поддержке Минобрнауки РФ.

Эффект проведенных мероприятий трудно оценить сегодня – должно пройти время, однако, встречи и обсуждения позволили выделить и озвучить основные проблемы, найти точки объединения усилий в развитии сферы. Конечно, в ходе обсуждений были грамотно административно «смикшированы» наиболее болезненные вопросы, а главное - ответы на них. Как говорится, «после охлаждения сухой остаток» - внимание к проблемам, и это уже хорошо. Ясно одно – сфера дополнительного образования не так односложна, как может показаться, и традиционные инструменты «реформирования» не подходят. Опасность вызывает обращение к «хирургическим» способам решения проблем.

Не может не обнадеживать, что во многих регионах подход к вопросам дополнительного образования далеко не второстепенный и формальный, но даже в условиях бюджетного дефицита и исполнения других социальных обязательств, предпринимаются попытки не только «консервировать» достигнутое, но и реально развивать сектор.

В начале декабря был утвержден «Порядок организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Дополнительное образование окончательно отрывается от конкретного типа учреждения – в соответствии с новым законодательством его может предоставлять как индивидуальный предприниматель, так и организация высшего профессионального образования. Но все-таки надежда на частный капитал пока не может себя оправдать – доля имеющих лицензию на образовательную деятельность в сфере ДО негосударственных организаций очень мала. Стоит ли надеяться на то, что называется «теневой рынок образовательных услуг» (репетиторы, "курсы" и т.д.) или познавательным досугом - «деятельность по организации отдыха и развлечений» (коммерческие детские центры, сосредоточенные, в основном, в мегаполисах)  активно начнут лицензироваться в области образования?

В декабре также были приняты Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области спорта. В области культуры (для детских школ искусств) требования были утверждены в предыдущем году.

В ноябре Санкт-Петербург традиционно принимал финал юбилейного X Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Год был отмечен многочисленными исследованиями и разработками в области дополнительного образования, которые исполнялись по государственному заказу разного уровня – интеграция основного и общего образования, классификация, кодификация, финансовые механизмы, модели дистанционного образования, экспертиза качества и т.д. Безусловно, это все пойдет на пользу развитию системы дополнительного образования, но, очевидно  - нужен всем ясный и объективный результат работы с дальнейшей установкой на действие, который не заставит себя ждать в наступившем году.

По заказу Минобрнауки РФ разработан и запущен сайт «Программы дополнительного образования детей» по проекту «Создание и поддержка банка программ в сфере дополнительного образования детей» (стоимость - 7 млн. 850 тыс. руб.). Кстати, скандально дорогой сайт Большого театра стоил скромнее – 5,4 млн. Но это неважно, важен результат. Загадочной остается цель идеи - собрать несколько десятков тысяч дополнительных образовательных программ на одном ресурсе. Также к концу году авторы данного проекта закончат «разработку эффективных механизмов (законодательных, нормативных правовых, финансовых, учебно-методических, кадровых) развития системы дополнительного образования» для Минобрнауки РФ (стоимость - 16,5 млн. руб.).

В ушедшем году министр образования РФ Д. Ливанов заверил, что «в 2013 г. будет разработан пакет документов для обеспечения качества и доступности ДОД". Наступивший 2014 год может стать годом открытий в области организации развития системы дополнительного образования:

Вступление 1 сентября 2013 г. в силу Федерального закона №273 «Об образовании в РФ» значимо, в первую очередь, сохранением и укреплением законодательного положения дополнительного образования.

В июле пост замминистра образования РФ занял В.Ш. Каганов, уделяющий особое внимание вопросам дополнительного образования детей.

Не остались без внимания проблемы детского отдыха: в мае в ВДЦ «Орленок» Правительство РФ проводило совещание по вопросам организации детского отдыха.

Агентство стратегических инициатив разработало Модельную программу по развитию системы отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ, включающую меры по созданию благоприятных условий развития системы отдыха, оздоровления детей, развитию конкуренции и стимулированию частных инвесторов при строительстве загородной инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ в целях увеличения количества и качества загородных организаций отдыха, оздоровления детей.

В свете майских указов Президента РФ пристальное внимание было уделено по итогам мониторинга Росстата вопросам роста заработной платы специалистов сферы дополнительного образования.

Масштабную всероссийскую проверку состояния законности в сфере дополнительного образования детей, послужившую своеобразным мониторингом проблем практики, провела Генеральная прокуратура РФ.

Пожалуй, первой конференцией в ушедшем году, где прозвучали серьезно вопросы о будущем дополнительного образования, стал Форум «Евразийский образовательный диалог» (апрель, г.Ярославль).

Нельзя обойти вниманием сферу неформального образования в сети интернет. Появившиеся несколько лет назад Массовые открытые онлайн курсы набирают популярность среди школьников и студентов России. Так, количество только прошедших курс с получением сертификата в России увеличилось в 4-5 раз. Стоит отметить, что система такого электронного обучения по принципам (массовость, открытость, доступность, добровольность и др.) близка к системе внешкольного дополнительного образования детей. В конце года был запущен отечественный аналог - «Универсариум».

В течение года в ряде регионов (Москва, Красноярск, Пенза, Калуга, Курган и др.) открывались центры инновационного творчества (в основном, по модели FabLab), давшие возможность приобщиться к инструментам цифрового проектирования и производства.

Проект Межведомственной программы развития ДОД в РФ дал стимул для разработки региональных программ и «дорожных карт» развития сферы дополнительного образования.

В завершении событийного ряда осталось еще одно важное событие, с которого можно было бы начать описание года – 65 лет со дня рождения Алексея Константиновича Бруднова, человека без которого трудно было бы представить современную систему дополнительного образования.

 

А что же было в вертикальной проекции?

Попробуем рассмотреть сверху вниз глазами придирчивого наблюдателя и соучастника.

На самом высоком уровне неоднократно подчеркивалась значимость дополнительного образования, необходимость ее сохранения, поддержки, укрепления и развития на качественном и количественном уровне.

Далее можно было наблюдать сомнения и противоречия, редко выходившие в путаницу дефиниций и понятий, взоры в сторону негосударственного сектора, попытки «предпринять меры» в условиях ограниченных ресурсов.

В лагере теоретиков наблюдалось вдруг возникшее смятение по казалось бы отработанным вопросам, густо разбавленное попытками поймать (а может быть и изобрести) «тренд», с возможностью вспомнить хорошо забытое старое.

Практики беспрестанно эмоционально говорили об уникальности учреждений и практик, пагубности любых реформ и инноваций.

Администраторы образования более всего были озабочены зарплатной политикой, достижением заявленных показателей, что в этом вертикальном ряду было не самой простой задачей.

Педагоги жили детьми, часто и с ностальгией вспоминая «вчера», удивляясь «сегодня», но в надежде глядя в абстрактное «завтра».

Ребенок, его родители стали ощущать одиночество вкупе (а по представленным им условиям – даже и не «плацкарт») с собственными реальными потребностями и интересами, пока государство занимается реформой образования. Перед семьей все чаще проявляется задача самостоятельной организации «индивидуальной образовательной траектории», в которой усиливается роль «горизонтали» – дополнительных возможностей и альтернатив основным «агентам» образования, с помощью которых можно скорректировать образовательный маршрут ребенка. Ведь в ситуации, когда родителю, не понимающему, что будет в будущем с образованием, остается заняться раскрытием потенциала ребенка, подключив все возможные средства.

Кто-то называл этот 2013 «годом упущенных возможностей». Думаю, правильно и оптимистичнее было бы назвать его по нашему поводу годом «неожиданных возможностей». Хочется верить и пожелать, чтобы наступивший 2014 г. стал годом реализации этих возможностей.

Успехов и свершений в Новом году!

 

Андрей Павлов,

главный редактор портала "Дополнительное образование"