Государственная политика

 Министерство спорта РФ планирует забрать под свой контроль спортивные кружки и секции, которые сейчас находятся в ведении Минобрнауки.

В ведомстве уверены, что госконтроль со стороны профильного министерства способствует более эффективному процессу отбора одаренных детей и пропаганде культуры здорового образа жизни среди населения, а также «более качественной подготовке спортивного резерва».

Поправки в закон «Об образовании» подготовило Минспорта. Эксперты полагают, что чиновниками из спортивного ведомства прежде всего движет желание переключить на себя бюджетные средства.

В настоящее время контроль за организациями, занимающимися предпрофессиональными и общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, принадлежит Минобрнауки. При этом в Минспорта отмечают, что сейчас отсутствует эффективная система госконтроля за «организациями, реализующими дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта».

Для решения этой проблемы ведомство считает необходимым получить в свои руки контрольно-надзорные полномочия. «Это позволит оптимизировать деятельность, направленную на совершенствование процессов выявления и отбора одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получения ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, а также освоения этапов спортивной подготовки, что отвечает целям формирования культуры здорового образа жизни среди населения», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Как считают в Минспорта, госконтроль со стороны профильного министерства «будет способствовать выявлению на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки особо одаренных и талантливых детей, что в дальнейшем выразится в более качественной подготовке спортивного резерва».
Предполагается, что порядок осуществления госконтроля за деятельностью спортивных кружков и секций будет установлен правительством РФ.

В законопроекте уточняется, что внесение изменений в закон «Об образовании» необходимо в связи с реализацией Концепции развития дополнительного образования детей (по распоряжению правительства от 24 апреля 2015 года).

К основным целям концепции относятся: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, развитие инновационного потенциала государства. В план по реализации Концепции включено в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования системы дополнительного образования детей.

Глава всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков считает, что Минспорта самостоятельно не справится со всеми обязанностями по развитию и контролю спортивных секций и кружков.
— Дело в том, что есть два взаимосвязанных между собой понятия — общая физическая культура и спорт. Спортивное ведомство не сможет заниматься массовым вовлечением детей в физическую деятельность. Ведь нужно заниматься не только тренировкой спортсменов и подготовкой кадров, но и физическим развитием детей, вовлечением их в спорт в игровой форме, — говорит Комков. — Сейчас большинство спортивных секций и кружков работают при школах. 

Если контроль передадут Минспорта, то Минобрнауки, в свою очередь, всю ответственность с себя снимет. Минспорта же вряд ли будет развивать секции при школах: вместе с контрольно-надзорными функциями ведомство переключит на себе денежные потоки и создаст массу бюрократических структур. Таким образом школа перестанет быть воспитательным центром для детей.

Комков отмечает, что необходимо развивать совместное сотрудничество Минспорта и Минобрнауки.
— Минспорта должно выявлять среди ребят наиболее одаренных и после этого направлять их в специализированные школы и секции, где акцент будет сделан на профессиональной подготовке спортсменов, — считает он.

Директор центра образования № 293 Александр Глозман пояснил, что сейчас школы самостоятельно занимаются организацией секций и кружков.
— У образовательных организаций есть лицензия на право осуществления образовательной деятельности, в том числе по спортивным направлениям. Однако мы не говорим в школьных спортивных секциях о каких-то высоких достижениях. Нас интересует в первую очередь развивающие оздоровительные кружки. Школы самостоятельно справляются и с оснащением кабинетов, и с подготовкой педагогов, — рассказывает Глозман. — Мы гораздо больше нуждаемся в методической помощи со стороны Минспорта — программах повышения квалификации, учебных пособиях, мероприятиях, а не в контроле. Нас и так контролируют Рособрнадзор, Минобрнауки, зачем еще одна контролирующая организация?

В свою очередь, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин считает, что за передачей контрольно-надзорных полномочий стоит исключительно коммерческий интерес.
— Это абсолютная ерунда. Я вижу за этой инициативой только желание Минспорта получить дополнительные бюджетные средства. Как можно в стенах образовательной организации работать двум ведомствам? Это приведет только к бардаку и полной неразберихе внутри учебного заведения, — считает Панин.

По оценкам директоров московских школ, около 90% учеников посещают различные кружки и секции после основных уроков. В секциях можно заниматься мини-футболом, бадминтоном, скандинавской ходьбой, боксом, волейболом, баскетболом, гиревым спортом, настольным теннисом.
Согласно онлайн-исследованию «Группы Родина», преобладающая часть опрошенных родителей (18,9%) хотят отдать своего ребенка в секцию самбо. На втором месте — синхронное плавание и спортивная гимнастика (13%). На третьем месте — художественная гимнастика, за нее проголосовали 12,4% родителей. Меньше всего родители мечтают о том, чтобы их дети занимались боксом (10,7%), волейболом (8,3%) и настольным теннисом (7,1%).

Источник: Газета "Известия"