21 августа 2014 г. в Челябинске в рамках традиционного общественно-педагогического Форума «Независимая оценка качества образования» прошло обсуждение независимой оценки качества образования учреждений дополнительного образования детей, результативности дополнительных общеобразовательных программ, межведомственного взаимодействия и взаимодействия с общественными организациями.

С 21 октября 2014 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые значительно расширяют сферу участия общественности в независимой оценке качества образования. В соответствии с новым законодательством все образовательные организации в обязательном порядке будут подвергаться независимой оценке качества образовательной деятельности. В качестве критериев такой оценки государство устанавливает: открытость и доступность информации о деятельности образовательной организации, комфортность условий, удовлетворенность качеством образовательной деятельности, а также доброжелательность, вежливость, компетентность ее работ-ников.

Впервые обязанность проводить такую оценку возлагается на общественные советы, которые должны быть созданы на всех уровнях: федеральном, в каждом регионе, муниципальной территории, образовательной организации. Деятельность таких общественных советов предусматривает активное участие всех общественных организаций, движений, отдельных граждан, заинтересованных в достижении современного качества образования.

Одним из направлений реализации обсуждаемой Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации является развитие системы регулирования качества дополнительного образования. Данное направление предусматривает внедрение моделей независимой оценки качества деятельности ор-ганизаций, оказывающих услуги дополнительного образования, в т. ч. общественного рейтингования, а также разработку и внедрение системы общественно-профессиональной экспертизы программ до-полнительного образования, результаты которой учитываются при формировании государственных (муниципальных) заданий органи-зациям дополнительного образования.

В Челябинской области в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и проектом обсуждаемой Концепции предстоит определить, как региональная модель независимой оценки качества деятельности образовательных организаций, будет учитывать особенности развития системы дополни-тельного образования.

На Форуме обсудили вопрос о необходимости формирования дополнительных критериев к нормоустановленным (установленных Федеральным законом) критериям оценки деятельности организаций дополнительного образования на территории Челябинской области.

Участники также обсудили актуальность формирования рейтингов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рейтинга реализуемых ими образовательных программ по результатам независимой оценки качества.

Актуальным остается проблема организации межведомственного взаимодействия муниципальных и региональных общественных советов (в сфере образования, культуры и спорта Челябинской области) при планировании и организации независимой оценки качества образовательной деятельности.

В обсуждении данных вопросов приняли участие представители государственных органов власти и местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, спорта и культуры, руководители и педагоги организаций дополнительного образова-ния детей, а также представители общественных организаций, Попечительских и родительских Советов, профессиональных союзов, средств массовой информации, Общественной палаты Челябинской области.

Результаты обсуждения положены в основу рекомендаций и предложений в адрес Министерства образования и науки Челябинской области, муниципальных органов управления обра-зованием, спортом, культурой, руководителей образовательных организаций, представителей общественности по информирова-нию и привлечению к работе в общественных советах граждан, проживающих на территории Челябинской области и заинтересо-ванных в развитии независимой оценки качества дополнительного образования.