- 23.12.2014
В декабре состоялась презентация и экспертное обсуждение профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
Так, 11 декабря в ФГАУ "Федеральный институт развития образования" прошло обсуждение ряда разработанных профессиональных стандартов:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».
- Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания».
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
- Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Организациями-разработчиками стандарта вявляются:
- Федеральный институт развития образования
- АНО "Национальное агенство развития квалификаций", Москва
- АНО "Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум", Челябинск
- Институт развития дополнительного професионального образования, Москва.
Благодаря постоянным читателям нашего портала (приславшим более 100 замечаний и предложений), как наиболее проявившей себя экспертной аудитории, состоявшееся 11 декабря совещание-обсуждение профстандартов было посвящено, в основном, обсуждению стандарта педагога ДО.
В совещании приняли участие представители Минобрнауки РФ и Общероссийкого профсоюза работников образования, эксперты, авторы-разработчики профессиональных стандартов.
Разработчиками стандартов были услышаны и приняты предложения. Стандарт будет доработан, утвержден и должен вступить в силу в 2016 г.
Основными замечаниями стали:
- некорректная формулировка цели (не соответствиие ФЗ "Об образовании в РФ")
- лексика и терминология (в частности, "преподавание образовательных программ" и др.)
- включение ряда чисто управленческих функций, несвойственных педагогу (а, например, руководителю структурного подразделения и др. АУП), в частности, методисту, а особенно педагогу-организатору.
- отнесение функции по организации досуговой деятельности ПДО, как одной из основных (а не педагогу-организатору, например)
- невключение важных трудовых функций ("воспитательная" для ПДО), организация деятельности неформальных объединений (клубы, детские общественные организации и т.д. для педагога-организатора) и др.
- целесообразное использование ИКТ и ИКТ-компетентность
- очень условное разделение на деятельность для детей и взрослых (только в названии).
- и др.
Организованное общественное обсуждение позволило сделать вывод о недостаточном понимании сути профессиональных стандартов.
Сегодня действуют квалификационные характеристики (квалификационный справочник), утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н.
Планируется заменить данные справочники в основных сферах (Указом Президента РФ) на 800 профессиональных стандартов.
Что это "профессиональный стандарт"?
ст.195.1. Трудового кодекса РФ:
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования был представлен также на Всероссийском съезде педагогов дополнительного образования детей, прошедшем в Ярославле 18-19 декабря.
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования
Серия публикаций по Национальной системе квалификаций (ФИРО)