18-19 декабря 2014 года в г.Ярославле состоялся I Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей

Организаторами выступили сразу три министерства - Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспорт России и Правительство Ярославской области.

На Съезде обсуждались вопросы, связанные с реализацией Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Основное внимание было уделено роли дополнительного образования детей в формировании подрастающего поколения, а именно: вопросам нормативно-правового регулирования дополнительного образования детей, модернизации его содержания и форм, развития кадрового потенциала в современных условиях и на основе усиления межведомственного взаимодействия. Главная задача – создать эффективную модель развития дополнительного образования в стране, сделать его более современным и адаптированным к современным реалиям.

«Особое значение мероприятию придает возрастающая роль системы дополнительного образования детей в формировании подрастающего поколения, которая была отмечена Президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года», – сообщается на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.

В работе съезда приняли участие свыше 570 представителей 78 регионов практически всех областей и республик. Ярославская земля не в первый раз встречает участников мероприятий сферы дополнительного образования. Стоит отметить высокий уровень организации Съезда.

Пленарное заседание съезда 18 декабря 2014 г. в концертно-зрелищном центре «Миллениум» открылось приветственным словом губернатора Ярославской области Сергея Ястребова. На видеосвязь с Ярославлем вышли заместители министров образования (В.Ш. Каганов) и культуры (Г.П. Ивлев). Александр Страдзе, директор Департамента государственной политики сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки, ответственно заявил: «Правительство РФ примет все исчерпывающие меры, для того, чтобы выполнить указы президента».

Все делегаты съезда участвовали в конференциях и круглых столах, где обменивались опытом и обсуждали проблемы дополнительного образования. Всего в рамках съезда прошли три конференции:

Конференция 1: Эффективные модели управления в сфере дополнительного образования детей

Конференция 2: Модернизация содержания и форм образовательной деятельности: новые общественные вызовы сфере дополнительного образования детей

Конференция 3: Развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей

Одно из главных направлений работы съезда – поиск и внедрение ресурсов и средств для нормальной работы «дополнительного образования» в школах. Это сейчас является важным в условиях оптимизации многих учебных заведений и форм проведения занятий с детьми после уроков: общение в игровой атмосфере благотворно сказывается на ребенке, который лучше усваивает учебную программу и развивается интеллектуально и духовно. Задача педагогов дополнительного образования не только сделать шире кругозор ученика, но и гармонически развить его личность, воспитать патриотом России.

Л.Н. Буйлова в рамках круглого стола «Формирование единых подходов к программному обеспечению деятельности в условиях межведомственного принципа управления в сфере дополнительного образования детей» представила опыт ГАОУ ВПО МИОО по обновлению программного обеспечения дополнительного образования детей в регионе, а также о разработанных на кафедре педагогики дополнительного образования детей подходах к оценке качества и организации профессионально-общественной экспертизы программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности и элективных курсов.

Большинство вопросов, обозначенных на Съезде, обсуждается не первый гоl, но так и не находит конструктивного решения. Особенно, на наш взгляд, страдает нормативная и финансовая сторона вопроса развития сферы.

Несформированность законодательно установленных требований к дополнительным общеразвивающим программам, включая программы внеурочной деятельности и элективных курсов, является существенным фактором снижения качества дополнительного образования и не способствует реализации «Концепции развития дополнительного образования детей».

Программно-методический ресурс развития дополнительного образования детей подлежит укреплению с учётом сформулированного президентом РФ в Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. следующего посыла «главное, у ребенка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование на базе школы или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты».

В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным разработка комплексных мер по развитию программно-методического обеспечения данной деятельности, предусматривающей решение следующих вопросов:

- разработка стратегии обновления содержания дополнительного образования детей и внеурочной деятельности, включающей обоснование условий прогрессивного развития региональной системы дополнительного образования детей;

- формирование нормативных требований к дополнительным общеобразовательным программам, рабочим программам курсов внеурочной деятельности и рабочим программам элективных курсов;

- создание и утверждения Порядка разработки, оценки и реализации соответствующих образовательных программ;

- подготовка педагогических кадров к работе в новых условиях.

Современная ситуация заставляет нас переосмыслить сложившуюся практику работы с программами, особенно в условиях разработки новых механизмов финансирования и намерения перейти от управления сетью учреждений к управлению программой, которая станет главной единицей финансирования.

В вопросах финансирования также необходимо обратить внимание на следующие важные позиции:

- сформировать и реализовать комплекс мероприятий, направленных реализацию Указа Президента РФ в части обеспечения финансирования реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет средств федерального бюджета. Что позволит поддержать развитие муниципальной системы дополнительного образования детей, обеспечив доступность и качество образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (в особенности организаций ДОД)%

- разработать и внедрить механизмы софинансирования образовательных услуг потребителями. Это позволит вывести теневые финансовые операции, проводимые в условиях недостаточного финансирования, в официальное правовое поле и оказать стимул развитию качества и материально-технической оснащенности организаций;

- разработать механизмы государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования, как инфраструктурного, так и содержательного характера. Это позволит более активно участвовать частному сектору в развитии сферы дополнительного образования, иметь доступ к бюджетному финансированию, повысить социальную ответственность и перспективность такого участия;

Соответствующие предложения поданы в проект Резолюции I Всероссийского съезда педагогов дополнительного образования детей, которая в настоящее время находится на доработке и согласовании в Министерстве образования и науки РФ.

Проект резолюции Съезда

Итоги:

Все итоги (в т.ч. видео) Конференции доступны на сайте Съезда

Конференция 1

Конференции 2

Конференция 3

Презентации докладчиков:

Скачать файл (Страдзе А.Э..pdf) А.Страдзе. О реализации Концепции развития дополнительного образования детей

Скачать файл (Абанкина И.В..pdf) И. Абанкина. Эффективные модели сетевого межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования

Скачать файл (Груздев М.В._конф.2.pdf)М.Груздев. Развитие системы неформального образования как условие расширения пространства образовательных возможностей

Скачать файл (Груздев М.В._конф.2.pdf) М. Рожков. Социально-педагогическое сопровождение саморазвития ребенка в условиях дополнительного образования

Скачать файл (Презентация Буйлова Ярославль.pdf) Л. Буйлова. Пути обновления дополнительного образования в контексте новой реальности

Скачать файл (Попов АА Луппа ГМ_2.2..pdf) А. Попов. Постиндустриальное содержание образования как основание для построения оргуправленческой модели сферы дополнительного образования

Скачать файл (Фришман ИИ_конф.2.pdf) И. Фришман. Требования к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать файл (Кисляков А.В._конф.3.pdf) А. Кисляков. Актуальные направления и формы повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей

Скачать файл (Славин С.С._конф.1.pdf) С. Славин. Финансово-экономические механизмы развития системы дополнительного образования: о вопросе персонифицированного финансирования

Скачать файл (Байбородова ЛВ_конф.3.pdf) Л. Байбородова. Концептуальные основы подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей

Скачать файл (Серякова С.Б. _конф.3.pdf) С. Серякова. Особенности подготовки педагогов дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия