- 24.12.2014
18-19 декабря 2014 года в г.Ярославле состоялся I Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей
Организаторами выступили сразу три министерства - Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспорт России и Правительство Ярославской области.
На Съезде обсуждались вопросы, связанные с реализацией Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Основное внимание было уделено роли дополнительного образования детей в формировании подрастающего поколения, а именно: вопросам нормативно-правового регулирования дополнительного образования детей, модернизации его содержания и форм, развития кадрового потенциала в современных условиях и на основе усиления межведомственного взаимодействия. Главная задача – создать эффективную модель развития дополнительного образования в стране, сделать его более современным и адаптированным к современным реалиям.
«Особое значение мероприятию придает возрастающая роль системы дополнительного образования детей в формировании подрастающего поколения, которая была отмечена Президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года», – сообщается на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.
В работе съезда приняли участие свыше 570 представителей 78 регионов практически всех областей и республик. Ярославская земля не в первый раз встречает участников мероприятий сферы дополнительного образования. Стоит отметить высокий уровень организации Съезда.
Пленарное заседание съезда 18 декабря 2014 г. в концертно-зрелищном центре «Миллениум» открылось приветственным словом губернатора Ярославской области Сергея Ястребова. На видеосвязь с Ярославлем вышли заместители министров образования (В.Ш. Каганов) и культуры (Г.П. Ивлев). Александр Страдзе, директор Департамента государственной политики сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки, ответственно заявил: «Правительство РФ примет все исчерпывающие меры, для того, чтобы выполнить указы президента».
Все делегаты съезда участвовали в конференциях и круглых столах, где обменивались опытом и обсуждали проблемы дополнительного образования. Всего в рамках съезда прошли три конференции:
Конференция 1: Эффективные модели управления в сфере дополнительного образования детей
Конференция 2: Модернизация содержания и форм образовательной деятельности: новые общественные вызовы сфере дополнительного образования детей
Конференция 3: Развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей
Одно из главных направлений работы съезда – поиск и внедрение ресурсов и средств для нормальной работы «дополнительного образования» в школах. Это сейчас является важным в условиях оптимизации многих учебных заведений и форм проведения занятий с детьми после уроков: общение в игровой атмосфере благотворно сказывается на ребенке, который лучше усваивает учебную программу и развивается интеллектуально и духовно. Задача педагогов дополнительного образования не только сделать шире кругозор ученика, но и гармонически развить его личность, воспитать патриотом России.
Л.Н. Буйлова в рамках круглого стола «Формирование единых подходов к программному обеспечению деятельности в условиях межведомственного принципа управления в сфере дополнительного образования детей» представила опыт ГАОУ ВПО МИОО по обновлению программного обеспечения дополнительного образования детей в регионе, а также о разработанных на кафедре педагогики дополнительного образования детей подходах к оценке качества и организации профессионально-общественной экспертизы программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности и элективных курсов.
Большинство вопросов, обозначенных на Съезде, обсуждается не первый гоl, но так и не находит конструктивного решения. Особенно, на наш взгляд, страдает нормативная и финансовая сторона вопроса развития сферы.
Несформированность законодательно установленных требований к дополнительным общеразвивающим программам, включая программы внеурочной деятельности и элективных курсов, является существенным фактором снижения качества дополнительного образования и не способствует реализации «Концепции развития дополнительного образования детей».
Программно-методический ресурс развития дополнительного образования детей подлежит укреплению с учётом сформулированного президентом РФ в Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. следующего посыла «главное, у ребенка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование на базе школы или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты».
В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным разработка комплексных мер по развитию программно-методического обеспечения данной деятельности, предусматривающей решение следующих вопросов:
- разработка стратегии обновления содержания дополнительного образования детей и внеурочной деятельности, включающей обоснование условий прогрессивного развития региональной системы дополнительного образования детей;
- формирование нормативных требований к дополнительным общеобразовательным программам, рабочим программам курсов внеурочной деятельности и рабочим программам элективных курсов;
- создание и утверждения Порядка разработки, оценки и реализации соответствующих образовательных программ;
- подготовка педагогических кадров к работе в новых условиях.
Современная ситуация заставляет нас переосмыслить сложившуюся практику работы с программами, особенно в условиях разработки новых механизмов финансирования и намерения перейти от управления сетью учреждений к управлению программой, которая станет главной единицей финансирования.
В вопросах финансирования также необходимо обратить внимание на следующие важные позиции:
- сформировать и реализовать комплекс мероприятий, направленных реализацию Указа Президента РФ в части обеспечения финансирования реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет средств федерального бюджета. Что позволит поддержать развитие муниципальной системы дополнительного образования детей, обеспечив доступность и качество образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (в особенности организаций ДОД)%
- разработать и внедрить механизмы софинансирования образовательных услуг потребителями. Это позволит вывести теневые финансовые операции, проводимые в условиях недостаточного финансирования, в официальное правовое поле и оказать стимул развитию качества и материально-технической оснащенности организаций;
- разработать механизмы государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования, как инфраструктурного, так и содержательного характера. Это позволит более активно участвовать частному сектору в развитии сферы дополнительного образования, иметь доступ к бюджетному финансированию, повысить социальную ответственность и перспективность такого участия;
Соответствующие предложения поданы в проект Резолюции I Всероссийского съезда педагогов дополнительного образования детей, которая в настоящее время находится на доработке и согласовании в Министерстве образования и науки РФ.
Итоги:
Все итоги (в т.ч. видео) Конференции доступны на сайте Съезда
Презентации докладчиков:
А.Страдзе. О реализации Концепции развития дополнительного образования детей
Л. Буйлова. Пути обновления дополнительного образования в контексте новой реальности
Л. Байбородова. Концептуальные основы подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей