6 февраля в Агентства стратегических инициатив состоялось расширенное заседание рабочей группы по дополнительному образованию детей.

Основной темой обсуждения стала «инициатива» направления «Социальные проекты» АСИ «Система повышения эффективности дополнительного образования детей» (барьеры - инструменты - новые системные решения).

 

Инициатива является итогом обобщения барьеров, с которыми сталкиваются организации дополнительного образования на различных этапах жизненного цикла компании, и выработки реальных шагов для их ликвидации.

«Сегодня мы видим всю картину барьеров в сфере дополнительного образования детей. Это 15 реальных «камней преткновения», которые мешают предпринимателям работать в этом секторе, а системе дополнительного образования развиваться. С помощью представителей сектора мы можем предложить комплекс мер, который позволит не только достичь охвата 75 % детей программами дополнительного образования, заложенного в Указе Президента № 599, но и внедрить новые подходы и нетривиальные решения», - подчеркнул директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский.

В качестве ключевого барьера на этапе зарождения организации дополнительного образования представители отрасли единогласно обозначили «сложную процедуру лицензирования».

 

«Сложности процедуры, излишние барьеры в лицензировании, требования указания в лицензии всех площадок, на которых будет проходить обучение, и другие отстающие от современных форм организации дополнительного образования требования, являются причиной ухода организаций в теневой сектор. По подсчетам экспертов работают без лицензий, а значит никак не учитываются и не контролируются, на сегодняшний день около 22 % организаций сектора. Замена лицензирования аккредитацией и саморегулированием в отрасли позволило бы снять этот барьер. При этом обязательным условием должна остаться безопасность оказания услуги", - считает руководитель проекта направления "Социальные проекты" Татьяна Шубина.

 

Современным инструментом персонификации услуги дополнительного образования и, соответственно, справедливого и прозрачного подхода к распределению финансовых ресурсов может стать введение механизма сертификатов. 

По мнению руководителя портала "Дополнительное образование" Андрея Павлова, "Если говорить о нормативном поле сферы, точнее об его совершенствовании, то целесообразнее будет не подвергать процедуру лицензирования сомнению, вообще, а говорить о включении негосударственных организаций неформального образования и образовательного досуга как вида или уровня в законодательное поле понятия "дополнительное образование" с упрощенной процедурой сертификации (аккредитации, патента) их деятельности. Персонифицированное финансирование в виде сертификата также оставляет ряд проблем с доступностью, требующих одновременного решения".

«Это не только механизм персонификации услуги, который работает по принципу «деньги идут за ребенком», это экономический стимул развития конкуренции в отрасли. Сертификат, который может быть реализован в учреждении любой формы собственности, откроет равный доступ к бюджетному финансированию и будет стимулировать организации данного сектора наращивать конкурентные преимущества и повышать качество услуг», - подтверждает глава рабочей группы по дополнительному образованию АСИ Виталий Сурвилло.

 

Меры, которые обсуждались в ходе заседания рабочей группы, уже согласованы с Минобрнауки России и Минэкономразвития России. Проработанный с представителями профсообщества дополнительного образования комплекс мер будет предложен к внедрению в рамках реализации Концепции дополнительного образования детей в Российской Федерации.