- центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
- дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
- дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
- станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
- детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
- детско-юношеские спортивные школы;
- специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений (приложение к Приказу Министерства образования РФ от 17.11.1994 г. №442)
Под лицензированием понимается "...процедура, включающая проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением". Перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом.
Применительно к образовательной деятельности лицензирование введено в целях обеспечения единой государственной политики в части защиты прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья при реализации неотъемлемого конституционного права граждан на образование.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 7.12.2006 № 752)
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 N 212) (см. текст в предыдущей редакции).
Основной задачей лицензирования является определение соответствия предлагаемых условий ведения образовательного процесса государственным (лицензионным) требованиям:
- строительных норм;
- санитарно-гигиенических норм;
- норм охраны труда педагогов и здоровья обучающихся;
- оборудования учебных помещений;
- оснащенности образовательного процесса;
- укомплектованности штатов;
- уровня подготовленности кадров.
Закон РФ «Об образовании»
Статья 33, пункт 7. 7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.
Располагая информацией о нормативно-правовой базе учреждений дополнительного образования детей, несложно заметить, что их лицензирование осуществляется при отсутствии требований к зданиям, оборудованию учебных помещений, оснащённости учебного процесса. Эти требования подлежат разработке, также как и методики определения среднестатистических показателей.
В соответствии с пунктом 12 названной статьи в лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, должны быть зафиксированы контрольные нормативы и предельная численность контингента обучающихся. Что под этим можно и нужно понимать законом не определено.
Каким-то образом службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений такие контрольные нормативы и предельную численность контингента учащихся определяет. Но совершенно очевидно, что используемые методики нуждаются в отработке на принципиальных основаниях. Для этого созданы определённые предпосылки.
Аттестация – процедура установления содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования, в ходе ее проведения проверке подвергается вся деятельность учебного заведения, связанная с качеством образования.
Закон РФ «Об образовании». Ст. 33 п. 20. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет.
Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 7.12.2006 № 752)
Р.2 п.14. Учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Целью и содержанием аттестации учреждения является установление соответствия содержания обучения и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения.
Аттестация проводится по заявлению учреждения один раз в пять лет.
Аттестация государственных, муниципальных и негосударственных учреждений проводится соответствующими государственными органами управления образованием.
Для проведения аттестации учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом проводящего аттестацию органа.
В состав комиссии не могут входить работники учреждения, проходящего аттестацию.
Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, осуществляющим аттестацию, решения о признании учреждения аттестованным или неаттестованным.
Координация и контроль по проведению аттестации учреждения возлагаются на Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. (п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.1997 N 212) (см. текст в предыдущей редакции).
Резюме:
Цель аттестации учреждений дополнительного образования детей - установление соответствия требованиям законодательства, целям и задачам учреждений, заявленным ими в своих документах:
- содержания и качества образования детей в учреждениях дополнительного образования
- качества реализуемых ими дополнительных образовательных программ
Следовательно, в процессе аттестации анализу и оценке будут подвержены 2 объекта - образовательная деятельность (ее содержание и качество) и реализуемые образовательные программы по определённым самим учреждением направлениям (направленностям).
По результатам аттестации ОУ получает приказ об аттестации и копию аттестационного заключения.
Согласно Закону РФ «Об образовании» Учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.
Всего в 2012 году количество школьников в Москве составило 825 тысяч. По программам дополнительного образования в Москве обучаются более 600 тысяч детей, из которых:
- 350 тыс. в учреждениях дополнительного образования;
- 200 тыс. на базе общеобразовательных школ;
- 35 тыс. на базе колледжей и высших учебных заведений;
- 15 тыс. на базе негосударственных учреждений.
Источник: Управление социализации и дополнительного образования детей ДОгМ.
Стоит учитывать тот факт, что данный подсчет обучающихся осуществляется не "по душам", а по местам, занятых в группах, так как дети могут заниматься сразу в нескольких творческих объединениях. Процент таких детей зависит от года обучения. На первом годе обучения - порядка 40% занимаются в двух объединениях, а 20% - в трех и более.
А.В. Павлов
Письмо носит инструктивный характер и, как нормативный правовой документ, является подзаконным актом, обладающим определенной юридической силой, принятым во исполнении норм закона, а именно ст. 9 ФЗ «Об образовании», которая говорит, что образовательная программа должна определять содержание образования определенных уровня и направленности.
С позиций юридической техники использование словосочетания «примерные требования» создают приблизительные обязательные указания (а именно структуру и основные компоненты), которые позволяют раскрыть содержание дополнительной образовательной программы, не ограничив всю вариативность и многогранность всех возможных программ, тем самым жестко не закрывают рамки развития таких программ.
Стоит отметить, что согласно п. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения.
Таким образом, речь не идет о «необязательности» и общеобразовательные учреждения при разработке и реализации программ дополнительного образования детей должны учитывать данные требования.
А.В. Павлов
ст.научный сотрудник кафедры педагогики ДОД МИОО
Читать В.И. Ленина не обязательно, но знание некоторых его изречений, например, коротко помогут ответить на Ваши "непростой" вопрос: "Не поняв общего, нельзя понять частного!".
При современной модели нормативно-подушевого финансирования средства на развитие МТБ заложены в выделяемый по государственному заданию бюджет. Важно, как распределяются эти средства: содержание методического работника или пошив костюмов. Другой вопрос, на что хватает этих средств. Зачастую - едва на оплату труда работников. Кроме того могут выделяться целевые субсидии: на оплату коммунальных услуг, организацию отдыха детей, ремонт и т.д.
А.В. Павлов
Вкратце ответ может быть следующим:
Развитие мотивации к познанию и творчеству, социализация личности, образование "до полного".
Учреждения дополнительного образования фактически являются социальными институтами, основным предназначением которых является обеспечение условий, благоприятных для образования граждан Российской Федерации, понимаемого в соответствии с законом как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Для развивающихся государств дополнительное образование детей - это, в первую очередь, социальная функция, позволяющая обеспечить занятость детей, присмотр за ними и развитие.
А.В. Павлов