Зарубежный опыт

"Дополнительное образование существенно влияет на гармоничное развитие личности ребенка" - такое мнение высказал заместитель министра образования Беларуси Виктор Якжик.

Материалы пресс-конференции о развитии дополнительного образования в Беларуси.

По материалам белорусского информационного агенства "Белта".

  • Виктор Якжик

    Виктор Якжик

    Заместитель министра образования Беларуси
  • Надежда Васильченко

    Надежда Васильченко

    Председатель республиканского совета директоров учреждений дополнительного образования детей и молодежи

Начался новый учебный год, и многие родители озабочены тем, как с пользой организовать свободное от учебы время своих детей. Не меньше хлопот и у родителей дошколят. В белорусских семьях давно стало нормой с самого раннего возраста отдавать детей в различные секции, клубы по интересам, спортивные и развивающие школы. Тем более что учреждения дополнительного образования детей и молодежи предоставляют широкий выбор форм и направлений занятий, способствующих развитию способностей и интересов детей, их социальному и профессиональному самоопределению. Так, в 2011/2012 учебном году в 354 учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционировало почти 31,7 тыс. объединений по интересам (кружков, секций, студий, и т.д.), в которых занимались более 404 тыс. детей.

 

С 1 сентября 2011 года в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании учреждения внешкольного воспитания и обучения переименованы в учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Дворцы и Дома пионеров и школьников, центры художественного и технического творчества, туризма и краеведения, эколого-биологической работы, по физической культуре и спорту, а ныне – учреждения дополнительного образования детей и молодежи всегда востребованы. Они дают учащимся реальную возможность занятий в свободное время по различным направлениям творческой деятельности, профессиональной ориентации, формировании здорового образа жизни. В кружках ребенок получает те умения и навыки, которые пригодятся в жизни. Для кого-то они станут полезным хобби, а для кого-то и будущей профессией.

Современные учреждения дополнительного образования детей и молодежи предоставляют огромный спектр образовательных услуг, реализуемых в объединениях по интересам различных профилей. Это подтверждает статистика. Сегодня практически каждый третий школьник страны посещает учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
На базе таких учреждений реализуются социально значимые, культурно-досуговые, спортивно-массовые мероприятия, детские инициативы, экологические и экономические проекты, информационно-пропагандистские акции, работают детские площадки и профильные лагеря.
Занимающиеся в них дети активное участвуют в республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», мероприятиях Союзного государства (туристский слет учащихся Союзного государства, слет «Экология без границ», конкурс научно-технического творчества учащихся «Таланты ХХI века»), а также в различных республиканских и международных мероприятиях.

Современные учреждения дополнительного образования детей и молодежи функционируют как открытые образовательные системы в социокультурных пространствах своих регионов и широко взаимодействуют с учреждениями культуры, спорта, другими учреждениями образования, родителями и общественностью.

В 2012 году в стране насчитывается 353 учреждения дополнительного образования детей и молодежи, организована работа 31694 объединений по интересам (кружков, секций, студий, и т.д.), в которых занимаются более 404,7 тыс. детей и молодежи. В частности, действует 36 многопрофильных учреждений дополнительного образования; 59 центров (Дворцов) художественного профиля; 69 центров туристско-краеведческой работы; 29 центров физкультурно-спортивного профиля; 27 центров технического профиля; 25 центров экологического профиля; 8 других учреждений, таких как Оршанский авиатехнический центр, Гомельский центр моряков и другие.

За последний год в ходе оптимизации сети учреждений дополнительного образования детей и молодежи их количество ненамного сократилось ( с 384 в 2008 году до 353 в 2011-м. Однако число учащихся, посещающих такие учреждения, выросло и составляет 44,2% (в 2010-2011 г. - 44%) от общего количества учащихся учреждений общего среднего образования.
Часть учреждений утратила статус дополнительного образования, а часть – закрылась в связи с невостребованностью услуг, которые в них предлагались.

В 2006-2010 годах в рамках реализации Государственной программы ”Молодые таланты Беларуси“ получила существенное развитие система дополнительного образования детей и молодежи в сельских населенных пунктах (агрогородках) – там открыты филиалы районных (городских) учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в том числе на базе учреждений общего среднего образования. На сегодня в агрогородках работают более 100 таких филиалов, что значительно расширило пространство возможности сельской молодежи по развитию своих творческих и интеллектуальных способностей.

учреждениях дополнительного образования созданы все условия для получения дополнительного образования детьми с особенностями психофизического развития. Дети могут заниматься в объединениях по интересам, рядом со своими сверстниками, а также по индивидуальной программе на дому.

Хотелось бы подчеркнуть, что такие занятия дают не только новые знания, но и являются формой реабилитации для таких детей.

Дополнительное образование детей и молодежи в Республике Беларусь является важным сегментом системы образования, благодаря которому учащимся обеспечивается возможность занятий в свободное время различными направлениями творческой деятельности. Реализация программ дополнительного образования детей и молодежи позволяет оперативно реагировать на образовательные запросы личности, содействуя ее разностороннему развитию, приращению интеллектуального, физического и нравственного потенциала.

В настоящее время разработана Концепция развития дополнительного образования детей и молодежи на 2013-2017 годы, на основе которой будет разработана Государственная программа развития дополнительного образования детей и молодежи на 2013-2017 годы. Этот документ определит перспективы и пути развития системы. Он предполагает существенное расширение спектра предлагаемых образовательных услуг учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, удовлетворяющих запросы детей и молодежи в образовательной и социокультурной деятельности; обеспечение качества научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи, развитие материально-технической базы. Будет вестись работа по повышению профессионального уровня педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Качественные изменения должны произойти в подготовке и аттестации кадров.
В соответствии с этими задачами определены пути качественных, структурных и содержательных преобразований в системе дополнительного образования, а также их финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение.

Информацию об учреждениях дополнительного образования детей и молодежи можно получить как в самих учреждениях, которые открыты во всех районах нашей страны, так и в учреждениях общего среднего образования, а также на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь, сайтах управлений (отделов) образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи республиканского, областного и районного подчинения.

Пользуясь предоставленной возможностью, хочу напомнить, что с 3 по 9 сентября 2012 года в нашей стране проходит республиканская Неделя учреждений дополнительного образования детей и молодежи, которая традиционно (с 2005 года) проводится во вторую неделю сентября.

Цель этих мероприятий  – широкое привлечение детей и подростков страны к занятиям в кружках, студиях и других объединениях по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, формирование положительного общественного мнения о роли и значимости учреждений дополнительного образования детей и молодежи национальной системы образования.

В эти дни проводятся дни открытых дверей, познавательно-развлекательные программы, мастер-классы ведущих педагогов дополнительного образования, выставки творческих работ учащихся, экскурсии, благотворительные акции. Активно внедряются различные инновационные формы работы по организации культурно-досуговой деятельности учащихся.

Приглашаем всех желающих посетить мероприятия Недели в районах и выбрать себе занятия по душе.

Практика подсказывает, что досуговая деятельность дисциплинирует и развивает школьников. Отсутствие занятости после занятий, наоборот, порой приводит к возникновению асоциальных явлений. Норма нагрузки каждого ребенка зависит в немалой степени от количества времени, необходимого для подготовки домашнего задания. Если после занятий у школьников появляется желание посещать кружки и секции, то запрещать ему это, естественно, нельзя. В то же время существует временная норма при посещении кружков. Так, дети до 6 лет должны заниматься не более 2 часов в неделю, от 6 до 10 лет - 4 часа в неделю, 11-13 лет - 6 часов в неделю. Превышение этого времени определяют интересы ребенка и мнение родителей на этот счет.

Основные направления работы учреждений дополнительного образования остались традиционными - художественно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное. Среди многообразия новых направлений выделю три. Первое - это возможность дополнительного образования детей и молодежи в дистанционной форме. В последнее время она стала очень активно реализовываться. Второе - предпринимательская деятельность. Особенно большой интерес к получению экономических знаний, к предпринимательству проявляют дети и молодежь Минской области. Сегодня в учреждениях дополнительного образования этой области созданы бизнес-школьные компании, бизнес-инкубаторы. Учитывая опыт Минской области, мы будем распространять такую практику.

Третий блок - это учреждения технического профиля, связанные с IT, радиотехникой, электроникой, автоматикой. Техническое творчество характеризуется тем, что такие кружки - это реальная профориентация. Их часто посещают будущие абитуриенты технических вузов и ссузов.

Вместе с тем не ослабевает интерес к художественному творчеству, популярны среди детей и клубы интеллектуальных игр.

Глобальных кадровых проблем мы не испытываем. К нам приходят молодые специалисты. Конечно, всегда жалко, когда из отрасли уходят профессионалы, проработавшие в ней 10-15 лет. Уходят в другую сферу, потому что их позвали, заметили, увидев, что они чего-то достигли в своем деле. Педагоги получают методические материалы на электронных носителях, для них имеются записи мастер-классов выдающихся педагогов. Также для учителей у нас работают стажерские площадки.

Что касается небольших населенных пунктов, где из учреждения образования имеется только школа, именно она становится центром досуговой работы. На ее базе организуются кружки по интересам. Кроме того, за последние пять лет мы открыли более 50 филиалов учреждений дополнительного образования в сельской местности.

Большинство учреждений допобразования Беларуси предоставляют свои услуги бесплатно - уникальное на постсоветском пространстве явление. Посещение многих спортивные секций, находящихся в ведении Министерства образования, а также кружков физкультурно-спортивного профиля в настоящее время является бесплатным.

Существует мнение, что введение оплаты за допобразование приведет к отсутствию формального отношения со стороны педагогов к проведению занятий в кружках и секциях. Однако значительного увеличения платных услуг в учреждениях допобразования в текущем учебном году не предвидится.

Мне кажется, что наши предприятия недооценивают роль учреждений дополнительного образования, а последние в свою очередь не очень активно налаживают связи с предприятиями. Им нужно показать, что сегодня эти дети, молодежь - не только воспитанники центра, но и потенциальные работники. В этом направлении нужно более активно работать.

Сейчас очень популярны школы раннего развития. У нас есть две категории детей - дети, не посещающие детский сад, и дети, посещающие детский сад. Надо учитывать, что эти дети занимаются по совершенно разным программам. У каждого родителя есть право выбора, который он должен сделать в интересах своего ребенка. Плюсами школ раннего развития являются возможность обучения в небольших группах, проведение индивидуальных занятий. При этом не лишним будет поинтересоваться, какие цели и задачи ставит перед собой школа раннего развития, которую они выбрали. Родители вправе интересоваться условиями, которые есть в частных школах, где будут учиться их дети, могут познакомиться с преподавателями, при желании посетить вместе с детьми первые уроки.

Те родители, которые обращаются в школы раннего развития, вовсе не сомневаются в качестве услуг детского сада. Скорее всего, они уже начинают думать о конкурентоспособности своего ребенка в будущем, они закладывают мощный фундамент его подготовки к взрослой жизни.

Дети какого возраста могут посещать учреждения дополнительного образования, попадают ли в эту возрастную группу студенты?

Система дополнительного образования в первую очередь ориентирована на школьников, но и учащиеся профтехучреждений, ссузов и вузов могут посещать кружки, студии при учреждениях дополнительного образования. Надо отметить, что в последние годы получила развитие система организации досуга в самих вузах. Организована работа в различных направлениях, но наибольший интерес у студентов вызывает IT-сфера, ландшафтный дизайн, модельные школы.Практика показывает, что очень часто проведение массовых мероприятий с участием детей и молодежи является дальнейшим стимулом для продолжения их занятий в учреждениях дополнительного образования. Например, участие в  таком мероприятии, как "Арт-вакацыі", где выступают различные коллективы, вызывает у молодежи огромный интерес.

Как Вы относитесь к инициативам частных лиц, которые хотят организовать платные кружки?

К нам уже обращались предприимчивые молодые люди с подобными вопросами. В принципе, отдельного вида лицензирования этого вида деятельности нет, но они должны работать по программам, утвержденным министерством образования, а также позаботиться об аренде помещений, оборудовании, соблюдении санитарно-гигиенических и других норм. Главным показателем деятельности подобных кружков станет востребованность их услуг со стороны родителей и детей, ведь конкуренция со стороны государственных учреждений дополнительного образования сегодня очень сильная. Но мы не против подобных инициатив со стороны частных лиц, в любом случае выбор должен оставаться за родителями и детьми.

Существуют ли системы внешкольной работы в других странах СНГ, в Европе? Если есть, изучался ли этот опыт, или, возможно, зарубежным коллегам интересен наш опыт?


Да, эти системы образования (внешкольное, дополнительное, неформальное) существуют в странах СНГ и Европы. В СССР и странах Восточной Европы была создана мощная сеть внешкольных учреждений, но после распада СССР и стран социалистического лагеря количество таких учреждений на постсоветском пространстве и в Странах Восточной Европы немного сократилось. Пожалуй, только в Беларуси сеть внешкольных учреждений не только получила развитие, но, что не менее важно, сохранила свой социальный статус на государственном уровне.

Справедливости ради следует отметить, что и в Германии учащийся может выбрать и посещать несколько кружков, однако опыт и подходы других европейских стран к развитию системы дополнительного (неформального) образования детей и молодежи разнятся.

Кстати, в Европе создана Ассоциация учреждений неформального образования, в которую входят от Республики Беларусь два учреждения: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи и Минский государственный дворец детей и молодежи.

Также интересен опыт Китая, где к профориентационной работе с детьми в возрасте от 8 до 14 лет привлечены частные компании. Они организуют свои павильоны в учреждениях, аналогичных нашим учреждениям дополнительного образования. Там школьник может попробовать себя в более чем 50 профессиях (в качестве космонавта, повара, строителя и др.). Родители с удовольствием платят деньги за эту услугу, а у китайских школьников такое проведение досуга очень популярно.

В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства.

Сегодня во всем мире популярен лозунг «Образование через всю жизнь», а дополнительное образование, являясь составной частью процесса обучения, существенно влияет на гармоничное развитие личности.

Каков уровень материально-технического оснащения учреждений дополнительного образования?


Большинство функционирующих зданий учреждений дополнительного образования детей и молодежи построено в 1960-е годы. Конечно же, эти здания нуждаются в постоянном внимании – необходимо проводить капитальные и текущие ремонты.

В последние годы материальная база учреждений обновилась, чему способствовала реализация во всех регионах страны программ развития данных учреждений. Отрадно, что местные органы власти закупают в эти учреждения современное оборудование и развивают существующую базу. Так, за два последних года оборудованы мастерские в 35 учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.

В проект Программы развития дополнительного образования детей и молодежи на 2013-2017 годы Мингорисполкомом и облисполкомами внесены предложения по дальнейшему укреплению материально-технической базы этих учреждений. Этим же документом предполагается определить перечень минимально необходимого учебного, спортивного и технического оборудования в рамках основных профилей учреждений дополнительного образования.