Зарубежный опыт
- 05.01.2013
В Казахстане к 2016 году планируется довести охват учащихся дополнительным образованием до 50%, передает Kazakhstan Today.
"Пока у нас охват дополнительным образованием всего 21%, а к 2016 году нужно выйти на 50%-ный охват. Для этого в регионах предстоит разработать детальные предложения и планы по повышению охвата учащихся дополнительным образованием", - сообщил в ходе заседания правительства РК министр образования и науки РК Бахытжан Жумагулов.
В Государственной программе развития образования предусмотрено увеличение к 2015 году сеть организаций дополнительного образования до 625, обновление содержания дополнительного образования по основным направлениям, а также будет совершенствована программа подготовки педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов смежной специальности.
"В национальном плане (действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы) можно укрупненно выделить 4 базовых механизма развития функциональной грамотности. По ним мы начали активную работу", - уточнил министр образования и науки.
Одним из механизмов развития функциональной грамотности, по словам министра, является развитие дополнительного образования. Нацпланом предусмотрены коренные изменения в работе дворцов, домов школьников, музыкальных школ, станций юных техников, натуралистов и т.д.
"Будет обновлена и материально-техническая база. Будут внедрены новые технологии инновационной формы, детские интерактивные парки, технопарки, музеи, научные кружки и т.д. Уже начато издание детских познавательных журналов. Все это будет способствовать профессиональному самоопределению личности, формированию у учащихся потребности к творческой деятельности. Здесь очень важна поддержка на областном уровне", - сообщил глава МОН.
Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире, - активное участие родителей в образовании и воспитании детей. "Для этого мы начали разработку новой методологии, развернем систему семинаров и тренингов для родителей. К этой работе активно привлечены НПО и другие секторы гражданского общества", - уточнил он.
Кроме того, Б. Жумагулов сообщил, что еще одним механизмом развития функциональной грамотности является коренное обновление методологии и содержания обучения.
По его словам, в целом план до 2016 года включает 37 мероприятий, из них 11 начинаются в этом году. "По постановлению правительства общий объем финансирования мероприятий национального плана на эти годы из государственного бюджета составляет 24,6 млрд, в том числе из республиканского бюджета - 22,7 млрд тенге. Реализация национального плана обеспечит основы для формирования у учащихся функциональной грамотности. Это даст рост интереса к творчеству, инновациям, новую мотивацию к овладению знаниями и к трудовой деятельности. Тем самым будет сформирована одна из основ новой феноменальной модели школы, соответствующей мировым трендам в образовании", - заключил министр.
В рамках реализации Государственной программы образования в стране будут совершенствоваться внешкольные формы организации физической культуры путем создания спортивных секций в школах. В Казахстане также получат развитие детские общественные объединения по формированию общественной и социальной активности школьников через систему конкурсов и олимпиад дополнительного образования, отмечается в информации Минобразования.
Источник: Kazakhstan Today
Умит Жексенбаева, директор Республиканского учебного методического центра дополнительного образования уверена: «Дополнительное образование должно быть ориентировано на практическую сторону. То есть мы должны учить жить. А жить – это значит уметь быть и космонавтом, и таксистом, и банкиром. Они уже с детского возраста должны понимать, что это за профессии. Для этого мы начинаем строительство таких инновационных парков, как в нашем Дворце школьников, где дети могут почувствовать себя в условиях, которые приближенны к действительности. Мы хотим создать детские банки, где школьники будут учиться вкладывать деньги, брать кредиты и погашать их, управлять ценными бумагами. Всему этому можно научить в условиях дополнительного образования»,- заявила Умит Жексенбаева.
По ее мнению, такая имитация взрослой жизни должна очень помочь детям в будущем. Помимо банков, директор учебного центра предлагает создавать фермерские хозяйства для детей в условиях села, редакции журналов, газет, различные предприятия, театры. Все те условия, благодаря которым они смогут ощутить себя в настоящей действительности, что в будущем поможет им определиться с выбором профессии.
«Мы изучаем мировые тенденции, опыт развития личности человека. По этой причине мы хотим внедрить сегодня в нашу систему образования то, что актуально для наших детей. Я считаю, что подобное новшество должно удачно прижиться в нашей системе. Сейчас нами ведутся обсуждения программы модернизации, но все это зависит не только от нас. Те же банки тоже должны заинтересоваться в том, чтобы создавать детские направления деятельности»,- подчеркнула Жексенбаева.
Директор учебного центра пояснила, что по состоянию на первое октября прошлого года почти в шести ста одном учреждении дополнительного образования всей страны занимается, по меньшей мере, свыше пятьсот шестьдесят тысяч человек. Но это составляет всего двадцать три процента от общего числа детей нашей страны. На данный момент в системе дополнительного образования работает около семнадцати тысяч педагогов. В 7370 школах функционирует около пяти тысяч кружков. Их посещают около девяти тысяч детей.