- 17.05.2012
- Автор: Каргина З.А.
к.п.н.,
доцент МИОО
Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации значительно расширяют возможности использования различных форм образовательной деятельности, в том числе и внеурочной, которая определена как составляющая ФГОС нового поколения начального и основного общего образования. [7; 8; 3] В свою очередь, в содержание внеурочной деятельности включены различные формы дополнительного образования детей – кружки, секции, поисковые и научные исследования, дополнительные образовательные программы. [4]
Одной из организационных моделей внеурочной деятельности определяется «модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей)», которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования. Также дополнительное образование детей рассматривается в качестве содержательной составляющей всех типов организационных моделей внеурочной деятельности.
Анализируя существующий опыт подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования детей можно констатировать, что на современном этапе развития профессионально-педагогического образования данный тип подготовки не только системно не сложился, но и обнаруживает определенный регресс:
а) достаточно массово начатая в середине 1990-х гг. подготовка по специальности «педагог дополнительного образования» на базе педагогических колледжей к настоящему времени значительно сократилась;
б) в опыте подготовки по названной специальности преобладают (за небольшим исключением) две образовательные направленности – художественная и физкультурно-спортивная, тогда как в современной системе дополнительного образования детей реализуются еще 9 образовательных направленностей;
в) в содержании исследуемой подготовки к настоящему времени не сложилось единых обоснованных подходов, и ее организаторы «наполняют» учебный план на основании собственных субъективных представлений;
г) у организаторов данной подготовки просматриваются весьма слабые представления о профессионально-педагогической деятельности педагога дополнительного образования: наблюдается аналогия данного типа специалистов с другими педагогическими специальностями (педагога-организатора, вожатого, социального педагога, воспитателя и др.), не преодолено представление о достаточности довольно низкого уровня его подготовки (например, музыкальной или спортивной школы);
д) преобладающее большинство организаторов подготовки педагогов дополнительного образования ограничиваются лишь изучением теоретических аспектов проблемы, не затрагивая методической составляющей (в результате педагоги, прослушавшие данный учебный курс, не имеют практических умений и навыков организации различных форм дополнительного образования);
е) подготовка учителей к организации дополнительного образования детей по конкретной тематике также не может рассматриваться оптимальной, так как может оказаться невостребованной детьми.
Таким образом, тенденции развития образования и неполноценность существующего опыта актуализируют необходимость подготовки студентов всех педагогических специальностей к организации дополнительного образования детей в рамках, прежде всего, своей основной специальности, того предмета, который каждый из них будет преподавать.
На основании результатов проведенного нами теоретико-методологического и научно-экспериментального исследования предлагаем к рассмотрению примерную модель формирования готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей в условиях многоуровневой системы профессионального педагогического образования.
Обоснование актуальности подготовки. Современная реформа начального и основного общего образования предполагает готовность всех категорий педагогических кадров к организации различных форм образовательной деятельности – урочной и внеурочной. При этом именно последняя является наиболее разнообразной по содержанию и организации: воспитательно-развивающие мероприятия, досуговые формы работы, поисково-исследовательская деятельность, детские общественные организации, дополнительное образование детей.
Все это требует подготовки будущего педагога как универсального специалиста, свободно владеющего различными формами организации образовательной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения. Но объективно необходимо констатировать, что наиболее сложной по содержанию и организации формой внеурочной деятельности является дополнительное образование детей, так как предполагает необходимость реализации системного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на получение конкретного (прикладного) образовательного результата.
Цель подготовки: формирование готовности студентов педагогических специальностей к организации различных форм дополнительного образования детей в рамках основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и внеурочной деятельности.
Задачи подготовки – формирование у будущего педагога комплекса компонентов готовности к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей:
– мотивационной готовности, предполагающей наличие выраженной потребности в организации дополнительного образования детей, понимание его значения в развитии личности ребенка;
– когнитивной готовности, включающей специальные научно-теоретические и методические знания в данной образовательной области;
– технологической готовности, предполагающей владение знаниями и умениями организации образовательного процесса дополнительного образования детей;
– рефлексивной готовности, основанной на развитой способности к аналитической деятельности в условиях свободного общения с ребенком, безоценочного образовательного процесса;
– психологической готовности – отсутствие у будущего педагога «страха» перед свободным диалогом с учащимися, готовность занять позицию старшего товарища, открытость в общении с ребенком;
– эмоциональной готовности, предполагающей устойчивую увлеченность какой-либо областью деятельности, способность увлечь детей предлагаемыми занятиями, создать эмоционально-положительную атмосферу на занятиях и в детском коллективе;
– волевой готовности, включающей инициативность в организации дополнительных занятий, уверенность в их актуальности для школьников, способность сформировать у детей уверенность в их силах и т.д.;
– личностной готовности, предполагающей развитость таких личностных качеств как общительность, открытость к взаимодействию, доброжелательность, оптимистичность и т.д.;
– социальной готовности – «социальная открытость» педагога, стремление к установлению различных социальных контактов, вовлечению в образовательный процесс различных социально-образовательных структур;
– креативной готовности, предполагающей способность к продуцированию идей, постановке «нетривиальных» педагогических задач, использованию нестандартных форм работы с детьми и т.д.
Процесс формирования готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей может иметьнесколько уровней – пропедевтический, основной (базовый), пролонгированный.
Пропедевтический уровень подготовки. Формирование ориентации на педагогическую деятельность у обучающихся детских объединений дополнительного образования.
Основной (базовый) уровень включает несколько этапов:
– среднее педагогическое образование, бакалавриат: подготовка к организации деятельности детского объединения дополнительного образования;
– специалитет: подготовка к управлению программами дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения;
– магистратура: подготовка к управлению региональной системой дополнительного образования детей.
Пролонгированный уровень подготовки. Повышение профессиональной квалификации учителей всех специальностей в области дополнительного образования детей.
Тематические направления подготовки.
В соответствии с образовательными направленностями дополнительного образования детей, регламентируемыми федеральными и региональными нормативными документами в данной области, и направлениями внеучебной деятельности, регламентируемыми новыми ФГОС, тематическая направленность подготовки будущих учителей может быть представлены следующим образом (табл.1) [6; 7; 8]:
Таблица 1
Тематическая направленность подготовки будущих учителей
Образовательная направленность ДОД |
Направление внуечебной работы |
Специальность будущих учителей |
художественная (художественно-эстетическая) |
общекультурное |
учителя начальных классов, учителя ИЗО, учителя музыки, учителя технологии, учителя русского языка и литературы, воспитатели дошкольных образовательных учреждений |
культурологическая |
учителя всех специальностей |
|
физкультурно-спортивная |
спортивно-оздоровительное |
учителя физкультуры, социальные педагоги |
спортивно-техническая |
– |
учителя технологии (для мальчиков) |
научно-техническая |
– |
учителя начальных классов, учителя технологии (для мальчиков) |
эколого-биологическая |
– |
учителя биологии, учителя начальных классов, воспитатели дошкольных образовательных учреждений |
туристско-краеведческая |
духовно-нравственное |
учителя всех специальностей, социальные педагоги |
военно-патриотическая |
||
социально-педагогическая |
социальное |
воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя начальных классов, учителя иностранного языка
|
Продолжение Таблицы 1
Образовательная направленность ДОД |
Направление внуечебной работы |
Специальность будущих учителей |
социально-экономическая |
|
учителя математики, учителя экономики, социальные педагоги |
естественнонаучная |
– |
учителя математики, учителя физики, учителя географии, учителя химии, учителя биологии, учителя начальных классов, воспитатели дошкольных образовательных учреждений |
– |
общеинтеллектуальное |
учителя всех специальностей, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, социальные педагоги |
Содержание подготовки.
На пропедевтическом уровне для обучающихся детских объединений дополнительного образования старшего школьного возраста, получающих повышенный уровень подготовки, в содержание образовательного процесса могут быть включены вопросы профориентации на педагогическую деятельность.
На основном уровне в содержание общей подготовки студентов всех педагогических специальностей необходимо включить вопросы дополнительного образования детей:
на этапе среднего педагогического образования, бакалавриата – базовая подготовка в сфере дополнительного образования детей (исторические аспекты, общетеоретические аспекты, методическая подготовка);
на этапе специалитета – базовая подготовка (в том случае, если данная подготовка не была получена ранее) с дополнением методологических аспектов дополнительного образования детей, вопросы управления программами дополнительного образования детей в условиях общеобразовательных учреждений;
на этапе магистратуры – базовая и методологическая подготовка в сфере дополнительного образования детей, вопросы управления программами дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения (в том случае, если данная подготовка не была получена ранее), вопросы управления региональной системой дополнительного образования детей.
На пролонгированном уровне:
– базовая подготовка в области дополнительного образования детей для учителей всех специальностей, не получивших такую подготовку в условиях среднего и высшего педагогического образования или вообще не имеющих педагогического образования;
– вопросы управления программами дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения для учителей и администраторов, не получивших такую подготовку в условиях высшего педагогического образования;
– вопросы управления региональной системой дополнительного образования детей для администраторов и специалистов управлений образованием, не получивших такую подготовку в условиях высшего педагогического образования.
Организация подготовки.
На пропедевтическом уровне: включение дополнительных учебных тем в основную образовательную программу, привлечение обучающихся-старшеклассников к проведению занятий с дошкольниками и учащимися начальных классов, к шефской работе с обучающимися 1-2 годов обучения в детском объединении дополнительного образования.
На основном уровне:
на этапе среднего педагогического образования, бакалавриата – 1-2-годичный специальный курс «Дополнительное образование детей: история и современность», включение вопросов дополнительного образования в различные формы педагогической практики;
на этапе специалитета – 1-годичный специальный курс «Дополнительное образование детей: история и современность» (в том случае, если данный курс не был изучен ранее), 1-годичный учебный курс «Управление программами дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения», организация различных форм педагогической и управленческой практики по дополнительному образованию;
на этапе магистратуры – 1-годичный интегрированный учебный курс «Дополнительное образование детей: история, современность и вопросы управления» (в том случае, если данные аспекты подготовки не были получены ранее), 1-годичный специальный курс «Управление региональной системой дополнительного образования детей», организация различных форм управленческой практики по дополнительному образованию.
На пролонгированном уровне:
– включение вопросов дополнительного образования детей в содержание курсов повышения квалификации учителей всех специальностей и администраторов общеобразовательных учреждений всех типов и видов;
– организация специальных курсов повышения квалификации по проблемам дополнительного образования детей и вопросам управления дополнительными образовательными программами;
– реализация тематической проектно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности по проблемам дополнительного образования детей.
Прогнозируемый результат подготовки: повышение эффективности образовательной и управленческой деятельности в сфере дополнительного образования детей через совершенствование профессиональной подготовки всех категорий педагогических кадров.