к.п.н.,

доцент МИОО

Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации значительно расширяют возможности использования различных форм образовательной деятельности, в том числе и внеурочной, которая определена как составляющая ФГОС нового поколения начального и основного общего образования. [7; 8; 3] В свою очередь, в содержание внеурочной деятельности включены различные формы дополнительного образования детей – кружки, секции, поисковые и научные исследования, дополнительные образовательные программы. [4]

Одной из организационных моделей внеурочной деятельности определяется «модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей)», которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования. Также дополнительное образование детей рассматривается в качестве содержательной составляющей всех типов организационных моделей внеурочной деятельности.

Анализируя существующий опыт подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования детей можно констатировать, что на современном этапе развития профессионально-педагогического образования данный тип подготовки не только системно не сложился, но и обнаруживает определенный регресс:

а) достаточно массово начатая в середине 1990-х гг. подготовка по специальности «педагог дополнительного образования» на базе педагогических колледжей к настоящему времени значительно сократилась;

б) в опыте подготовки по названной специальности преобладают (за небольшим исключением) две образовательные направленности – художественная и физкультурно-спортивная, тогда как в современной системе дополнительного образования детей реализуются еще 9 образовательных направленностей;

в) в содержании исследуемой подготовки к настоящему времени не сложилось единых обоснованных подходов, и ее организаторы «наполняют» учебный план на основании собственных субъективных представлений;

г) у организаторов данной подготовки просматриваются весьма слабые представления о профессионально-педагогической деятельности педагога дополнительного образования: наблюдается аналогия данного типа специалистов с другими педагогическими специальностями (педагога-организатора, вожатого, социального педагога, воспитателя и др.), не преодолено представление о достаточности довольно низкого уровня его подготовки (например, музыкальной или спортивной школы);

д) преобладающее большинство организаторов подготовки педагогов дополнительного образования ограничиваются лишь изучением теоретических аспектов проблемы, не затрагивая методической составляющей (в результате педагоги, прослушавшие данный учебный курс, не имеют практических умений и навыков организации различных форм дополнительного образования);

е) подготовка учителей к организации дополнительного образования детей по конкретной тематике также не может рассматриваться оптимальной, так как может оказаться невостребованной детьми.

Таким образом, тенденции развития образования и неполноценность существующего опыта актуализируют необходимость подготовки студентов всех педагогических специальностей к организации дополнительного образования детей в рамках, прежде всего, своей основной специальности, того предмета, который каждый из них будет преподавать.

На основании результатов проведенного нами теоретико-методологического и научно-экспериментального исследования предлагаем к рассмотрению примерную модель формирования готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей в условиях многоуровневой системы профессионального педагогического образования.

Обоснование актуальности подготовки. Современная реформа начального и основного общего образования предполагает готовность всех категорий педагогических кадров к организации различных форм образовательной деятельности – урочной и внеурочной. При этом именно последняя является наиболее разнообразной по содержанию и организации: воспитательно-развивающие мероприятия, досуговые формы работы, поисково-исследовательская деятельность, детские общественные организации, дополнительное образование детей.

Все это требует подготовки будущего педагога как универсального специалиста, свободно владеющего различными формами организации образовательной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения. Но объективно необходимо констатировать, что наиболее сложной по содержанию и организации формой внеурочной деятельности является дополнительное образование детей, так как предполагает необходимость реализации системного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на получение конкретного (прикладного) образовательного результата.

Цель подготовки: формирование готовности студентов педагогических специальностей к организации различных форм дополнительного образования детей в рамках основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и внеурочной деятельности.

Задачи подготовки – формирование у будущего педагога комплекса компонентов готовности к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей:

– мотивационной готовности, предполагающей наличие выраженной потребности в организации дополнительного образования детей, понимание его значения в развитии личности ребенка;

– когнитивной готовности, включающей специальные научно-теоретические и методические знания в данной образовательной области;

– технологической готовности, предполагающей владение знаниями и умениями организации образовательного процесса дополнительного образования детей;

– рефлексивной готовности, основанной на развитой способности к аналитической деятельности в условиях свободного общения с ребенком, безоценочного образовательного процесса;

– психологической готовности – отсутствие у будущего педагога «страха» перед свободным диалогом с учащимися, готовность занять позицию старшего товарища, открытость в общении с ребенком;

– эмоциональной готовности, предполагающей устойчивую увлеченность какой-либо областью деятельности, способность увлечь детей предлагаемыми занятиями, создать эмоционально-положительную атмосферу на занятиях и в детском коллективе;

– волевой готовности, включающей инициативность в организации дополнительных занятий, уверенность в их актуальности для школьников, способность сформировать у детей уверенность в их силах и т.д.;

– личностной готовности, предполагающей развитость таких личностных качеств как общительность, открытость к взаимодействию, доброжелательность, оптимистичность и т.д.;

– социальной готовности – «социальная открытость» педагога, стремление к установлению различных социальных контактов, вовлечению в образовательный процесс различных социально-образовательных структур;

– креативной готовности, предполагающей способность к продуцированию идей, постановке «нетривиальных» педагогических задач, использованию нестандартных форм работы с детьми и т.д.

Процесс формирования готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей может иметьнесколько уровней – пропедевтический, основной (базовый), пролонгированный.

Пропедевтический уровень подготовки. Формирование ориентации на педагогическую деятельность у обучающихся детских объединений дополнительного образования.

Основной (базовый) уровень включает несколько этапов:

– среднее педагогическое образование, бакалавриат: подготовка к организации деятельности детского объединения дополнительного образования;

– специалитет: подготовка к управлению программами дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения;

– магистратура: подготовка к управлению региональной системой дополнительного образования детей.

Пролонгированный уровень подготовки. Повышение профессиональной квалификации учителей всех специальностей в области дополнительного образования детей.

Тематические направления подготовки.

В соответствии с образовательными направленностями дополнительного образования детей, регламентируемыми федеральными и региональными нормативными документами в данной области, и направлениями внеучебной деятельности, регламентируемыми новыми ФГОС, тематическая направленность подготовки будущих учителей может быть представлены следующим образом (табл.1) [6; 7; 8]:

Таблица 1

Тематическая направленность подготовки будущих учителей

Образовательная направленность ДОД

Направление внуечебной работы

Специальность будущих учителей

художественная (художественно-эстетическая)

общекультурное

учителя начальных классов, учителя ИЗО, учителя музыки, учителя технологии, учителя русского языка и литературы, воспитатели дошкольных образовательных учреждений

культурологическая

учителя всех специальностей

физкультурно-спортивная

спортивно-оздоровительное

учителя физкультуры, социальные педагоги

спортивно-техническая

учителя технологии (для мальчиков)

научно-техническая

учителя начальных классов, учителя технологии (для мальчиков)

эколого-биологическая

учителя биологии, учителя начальных классов, воспитатели дошкольных образовательных учреждений

туристско-краеведческая

духовно-нравственное

учителя всех специальностей, социальные педагоги

военно-патриотическая

социально-педагогическая

социальное

воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя начальных классов, учителя иностранного языка

Продолжение Таблицы 1

Образовательная направленность ДОД

Направление внуечебной работы

Специальность будущих учителей

социально-экономическая

учителя математики, учителя экономики, социальные педагоги

естественнонаучная

учителя математики, учителя физики, учителя географии, учителя химии, учителя биологии, учителя начальных классов, воспитатели дошкольных образовательных учреждений

общеинтеллектуальное

учителя всех специальностей, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, социальные педагоги

Содержание подготовки.

На пропедевтическом уровне для обучающихся детских объединений дополнительного образования старшего школьного возраста, получающих повышенный уровень подготовки, в содержание образовательного процесса могут быть включены вопросы профориентации на педагогическую деятельность.

На основном уровне в содержание общей подготовки студентов всех педагогических специальностей необходимо включить вопросы дополнительного образования детей:

на этапе среднего педагогического образования, бакалавриата – базовая подготовка в сфере дополнительного образования детей (исторические аспекты, общетеоретические аспекты, методическая подготовка);

на этапе специалитета – базовая подготовка (в том случае, если данная подготовка не была получена ранее) с дополнением методологических аспектов дополнительного образования детей, вопросы управления программами дополнительного образования детей в условиях общеобразовательных учреждений;

на этапе магистратуры – базовая и методологическая подготовка в сфере дополнительного образования детей, вопросы управления программами дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения (в том случае, если данная подготовка не была получена ранее), вопросы управления региональной системой дополнительного образования детей.

На пролонгированном уровне:

– базовая подготовка в области дополнительного образования детей для учителей всех специальностей, не получивших такую подготовку в условиях среднего и высшего педагогического образования или вообще не имеющих педагогического образования;

– вопросы управления программами дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения для учителей и администраторов, не получивших такую подготовку в условиях высшего педагогического образования;

– вопросы управления региональной системой дополнительного образования детей для администраторов и специалистов управлений образованием, не получивших такую подготовку в условиях высшего педагогического образования.

Организация подготовки.

На пропедевтическом уровне: включение дополнительных учебных тем в основную образовательную программу, привлечение обучающихся-старшеклассников к проведению занятий с дошкольниками и учащимися начальных классов, к шефской работе с обучающимися 1-2 годов обучения в детском объединении дополнительного образования.

На основном уровне:

на этапе среднего педагогического образования, бакалавриата – 1-2-годичный специальный курс «Дополнительное образование детей: история и современность», включение вопросов дополнительного образования в различные формы педагогической практики;

на этапе специалитета – 1-годичный специальный курс «Дополнительное образование детей: история и современность» (в том случае, если данный курс не был изучен ранее), 1-годичный учебный курс «Управление программами дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения», организация различных форм педагогической и управленческой практики по дополнительному образованию;

на этапе магистратуры – 1-годичный интегрированный учебный курс «Дополнительное образование детей: история, современность и вопросы управления» (в том случае, если данные аспекты подготовки не были получены ранее), 1-годичный специальный курс «Управление региональной системой дополнительного образования детей», организация различных форм управленческой практики по дополнительному образованию.

На пролонгированном уровне:

– включение вопросов дополнительного образования детей в содержание курсов повышения квалификации учителей всех специальностей и администраторов общеобразовательных учреждений всех типов и видов;

– организация специальных курсов повышения квалификации по проблемам дополнительного образования детей и вопросам управления дополнительными образовательными программами;

– реализация тематической проектно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности по проблемам дополнительного образования детей.

Прогнозируемый результат подготовки: повышение эффективности образовательной и управленческой деятельности в сфере дополнительного образования детей через совершенствование профессиональной подготовки всех категорий педагогических кадров.