Методическая мастерская

В системе дополнительного образования детей на конец  2000/2001 учебного года насчитывалось более 8,5 тыс. учреждений, в которых обучается более 8 млн. обучающихся. Дополнительное образование детей остается сегодня  гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития детей. Система дополнительного образования детей выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и социально-педагогическую, реабилитирующую, компенсаторную, профилактические функции.

Дополнительное образование детей – это актуализация индивидуальных потребностей личности ребенка, которые не обеспечиваются в достаточной мере в рамках основных образовательных программ, а компенсируются в виде интеллектуальных, досуговых, информационных, развивающих услуг (половозрастных, индивидуально-личностных, национально-конфессиональных, творческих, профессиональных и др.).

Вместе с тем новые социокультурные потребности общества требуют незамедлительного решения проблем повышения качества дополнительного образования детей.  Инновационные процессы в системе дополнительного образования детей напрямую связаны с включением в практику учреждений дополнительного образования детей новых информационных технологий.

Обогащение дополнительного образования детей новыми информационными технологиями сегодня выступает как стратегическое направление развития системы дополнительного образования детей.

Очевидно, что при существующих нынешних стратегических направлениях развития информатизации образования ниша дополнительного образования детей уникальна. Можно сказать, что реализуя основные цели и задачи процесса информатизации образования, сфера дополнительного образования детей с ее уникальными традициями и опытом значительно расширяет возможности этого процесса, вместе с тем и решая свои специфические задачи.

Дидактические основы информатизации дополнительного образования детей базируются на: психологической концепции проектирования новых технологий обучения и развития детей, разработанных В.В.Давыдовым и В.В.Рубцовым; концепции ифнорматиазции образования (А.П.Ершов), концепциях медиаобразования (А.В.Шариков, Л.П.Зазнобина) и др.

Авторы данной концепции, поддерживая методологические подходы к разработке информационных технологий обучения, высказанные в трудах  В.Ф.Шолоховича, А.И.Ракитова, А,А.Кузнецова и др., определяют информатизацию дополнительного образования детей, как процесс обеспечения сферы дополнительного образования детей теорией и практикой использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей развития личности обучающегося.

Основная цель данной работы: определить  возможности новых информационных технологий для придания нового качества системе дополнительного образования детей.

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. В системе дополнительного образования детей новые информационные технологии имеют уникальные возожности.

Потенциал новых информационных технологий  (НИТ) в системе дополнительного образования детей позволяет определять и решать следующие задачи:

1. Совершенствовать стратегию обновления содержания дополнительного образования детей, введение и развитие специальных образовательных программ, ориентированных прямо на НИТ, а также внесение изменений в содержание программ и методик обучения в основных направлениях дополнительного образования детей.

2. Повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого

3. Решить проблемы информационно-методического обеспечения системы дополнительного образования детей — образовательного процесса, информационного сопровождения управленческих структур.

4.  Способствовать развитию системы управления образовательным процессом, его планирования, организации контроля, модернизации механизмов управления системой дополнительного образования детей.

Надо  отметить, что процесс информатизации дополнительного образования детей неразрывно связан с процессом информатизации всей системы образования. При этом , информатизация сферы дополнительного образования детей не должна не повторять ошибок произошедших во время компьютеризации средней школы, ни копировать достижения информатизации высшей профессиональной школы (как самой продвинутой из подсистем).

Система дополнительного образования детей  активно может и должна использовать информационные ресурсы иных уровней образования, адаптировать достижения в области дистанционного образования высшей школы, а также наработки в области создания и поддержки локальных сетей, развития системы переподготовки кадров.

Общая характеристика и особенности современного состояния информатизации системы дополнительного образования детей

1.1. Имманентность системы дополнительного образования детей и информационной среды

Авторы настоящей концепции исходят из того, что у сферы новых информационных технологий и сферы дополнительного образования детей наличествует много общих черт и они объективно рядоположены и взаимно обогащают друг друга. Учреждения дополнительного образования детей различных видов, равно как и образовательные программы дополнительного образования детей различной  направленности имеют пересекающиеся векторы с информационным пространством.

Это подтверждают следующие общие характеристики систем:

1. И система дополнительного образования детей и информационная среда – суть добровольные системы, в которые индивидуум попадает по собственной инициативе, воле, желанию, исходя из собственных интересов и мотивации. Задержаться в том или ином учреждении дополнительного образования детей, равно как и в той или иной коммуникативной информационной среде  обучающийся и пользователь могут только по своей воле, в результате того факта, что его образовательные (и информационные) потребности удовлетворяются данным ресурсом или созвучны его интересам.

2. Обе сферы – суть открытые системы, в которые каждый субъект попадает во-первых, свободно, без всяких ограничений, во-вторых имеет возможность самореализоваться по своему выбору, свободно может их покинуть, поменяв одни информационный ресурс на иной или одно объединение дополнительного образования детей на другое. Обе сферы находятся в тесной взаимосвязи с иными социокультурными институтами, они открыты и для системы общего и профессионального образования, они открыты для такого важного института – как семья и социум в самом широком смысле.

3. Эти сферы позволяют выравнивать возможности доступа к образовательным ресурсам вне зависимости от места жительства ребенка, позволяя детям из самых отдаленных уголков России приобщаться к различным видам творчества. Разветвленная сеть учреждений и дополнительного образования детей, объединений учащихся в общеобразовательных учреждениях огромный выбор образовательных программ и направлений творчества (более 600) сопоставима с социокультурным потенциалом  компьютерных программ и глобальных информационных сетей.

4. Обе сферы ориентируют, прежде всего, не на формирование узкого набора знаний, умений и навыков, а на развитие творческих способностей личности в самом широком образовательном смысле.

5. В этих системах главенствующим стимулом, влияющим на мотивацию продолжения коммуникативного и образовательного процесса является создание в ней так называемой «ситуации успеха». Субъект сам для себя определяет рамки продвижения личностного развития, от незнания к знанию, траекторию профессионального самоопределения. При этом он, и в учреждении дополнительного образования детей и в открытой информационной среде,  соревнуется не столько с окружающими, сколько сам с собой: от полного незнания или недостаточного знания, к иным уровням освоения понятий и  представлений в выбранном виде творчества; от полного неумения и отсутствия навыков -  через промежуточные ступени роста к конкретным умениям и развитым навыкам в выбранном виде творчества.

6. Обе системы дают возможность более высоких стартовых возможностей для профессионального самоопределения обучающегося. При этом дополнительное образование детей может дать значительный «стартовый капитал», как в целом веере профессий, так и в одной конкретно выбранной специальности.

Равно, как и информационное пространство позволяет обогатиться творчески в целом спектре профессий, либо выбрать одну (программиста, администратора сети, логистика, веб-дизайнера).

7. Сферы дополнительного образования детей и информационных технологий сообща одинаково эффективно решают проблему социализации личности. От прямой социально-педагогической поддержки до приобретения личностью коммуникативных качеств, освоения социальных связей через деятельность, общение и самосознание.

8. Наконец, друг для друга они могут выступать и целью и  средством. Так, в учреждении дополнительного образования детей технической направленности информационная технология может стать в одних объединениях обучающихся целью (объединения компьютерного дизайна), в иных – лишь средством (объединение радиоконструирования, где от информационных технологий используются прикладные программные средства для моделирования схем и плат).

В той же степени и ИТ могут использовать основную парадигму дополнительного образования детей – гуманистический характер, личностно-ориентированный подход, разновозрастной характер коммуникативных связей, педагогического и информационного сопровождения.

1.2.Новые информационные технологии в пространстве дополнительного образования детей

а) НИТ в учреждениях дополнительного образования детей

Сеть объединений дополнительного образования детей, где используются новые информационные технологии, достаточно широка.

Во-первых, это объединения в специализированных учреждениях дополнительного образования детей (Ярославский областной центр дистанционного обучения детей, Сургутская городская  компьютерная школа; Саратовский клуб «Компьютер»; Межшкольный компьютерный центр в Красноармейском районе Краснодарского края; Учебно-компьютерный центр в Петрозаводске и др.).

Во-вторых, это объединения учащихся в учреждениях научно-технического профиля: центры, клубы, дома и станции юных техников (для направлений: моделирование, радио  и связь, подготовка водителей, дизайн, информатика и подготовки пользователей).

В-третьих, это объединения, размещенные в  учреждениях, где реализуются программы различной направленности – дворцы (дома) детского и юношеского творчества, центры дополнительного образования детей и т.д.

Вопросы продвижения информационных технологий решают отделы НИТ в центрах научно-технического творчества учащихся и дворцах (домах) творчества детей и юношества. В них ведут занятия более тысячи педагогов дополнительного образования детей. Традиционно победителями международных олимпиад по информатике для учащихся становятся обучающиеся системы дополнительного образования детей, в сетевых международных олимпиадах также побеждают воспитанники  учреждений дополнительного образования детей.

Отрыв системы дополнительного образования детей образования от единой информационной среды означал бы снижение темпов информационной культуры страны,  привел бы к деформации в структуре уровней образования. Имеющаяся на сегодняшний день сетевая база, учебно-методическое оснащение  для решения этих задач в учреждениях дополнительного образования детей явно недостаточны и требуют значительного обновления.

Потребности системы дополнительного образования детей также реализуются через иные учреждения образования в регионах: Центры НИТ, педагогические вузы, информационные центры органов управления образованием.

По оценке в общей сложности более 40 процентов учреждений дополнительного образования детей имеют объединения, в той или иной форме активно использующие новые информационные технологии.

б) НИТ в системе дополнительного образования детей в условиях  общеобразовательного учреждения

Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи), в последние годы все интенсивнее используются как площадки для новых информационных технологий  во внеурочное время, соединяя сферу дополнительного образования детей с общим образованием.

Здесь создаются кружки и клубы юного программиста (пользователя), объединения веб-дизайнеров, осуществляется подготовка юных журналистов, использующих электронные средс тва массовой информации с использованием новых компьютерных технологий.

Развитие новых форм дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы связано с двумя очень важными взаимозависимыми факторами: насыщению образовательного пространства общего образования профессиональными кадрами учителей информатики и ВТ, а также развитию материальной базы (новейших компьютеров, подключение к сети Интернет и локальным сетям).

Интересны наработки общеобразовательных учреждений г.Москвы (совместно с Институтом новых технологий образования, УВК №1874, УВК №1811), Санкт-Петербурга, Республики Якутия-Сахи, Челябинска (сш№ 89 и ЧГПУ); Ижевска (психолого-педагогическое сопровждение образовательного процесса, разработанного лабораторией компьютерных валеологий гимназии №56) и др.

Упорядочилась внеурочная работа как по предмету «Информатика», так и по иным предметам с использованием компьютерной техники. Причем развитие этих форм внеурочной работы по предмету происходит не только по естественнонаучным дисциплинам и физико-математического циклу дисциплин, но и по гуманитарным предметам (см. например Ю.Л.Воронцова «Компьютер и эстетическое воспитание» в ж-ле «Информатика и образование», 2000 №8).

Значительным тормозом продвижения в общеобразовательной школе дополнительных образовательных программ с использованием  информационных технологий продолжает оставаться узкая база программного и методического обеспечения, отсутствие кадров. Как упоминалось на заседании коллегии Минобразования России в 2001 году «О проекте федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды на 2001-2005 год», более 80 процентов общеобразовательных учреждений не имеют специалиста в области информатики.

в) НИТ в системе массовых мероприятий

Давно освоенное пространство предметных олимпиад по информатике в последние годы приобрело новый импульс. Активно используются не только очные формы проведения таких олимпиад, но и сетевые (телекоммуникационные) заочные формы.

В систему учебно-воспитательного процесса вошли и такие инновационные формы как летние (зимние) лагеря (школы) юных программистов. Почти в 30 регионах России проводятся областные (региональные) смены юных компьютерщиков. Использование НИТ стало атрибутом и при выборе методов работы с одаренными детьми в профильных лагерях юных математиков, физиков, лингвистов, экологов, техников.

г) НИТ в управленческой сфере

Сфера дополнительного образования детей  умело реализовывает возможности НИТ в сфере управления. Преодолевая офисное (прикладное) использование возможности компьютерной техники и сетей все чаще учреждения используют системы extranet, безбумажного документооборота, методического оснащения учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Многие учреждения дополнительного образования детей стали потребителями системы «Информ-образование» и клиентами региональных информационных сетей.

Позитивный вклад в развитие информатизации управленческрой и методической сферы вносят отдельные государственные учреждения: Ивановский областной учебно-методический центр информатизации образования (Соровский лауреат по программе «Развитие дополлниельного образования детей» и дипломант международной выставки «Школа-1999» за экспозицию по теме «Информационно-методическое оснащение системы дополнительного образования детей»); Костромской региональный Центр новых информационных технологий; Центр информационной культуры (г.Санкт-Петербург) и др.

Вместе с тем, значительным пробелом остается информационно-методический вакуум на вертикальном (федеральном и региональном) уровне. Отсутствие единой корпоративной сети, объединяющий, как органы управления образованием, так и крупнейшие учреждения дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации сказывается на двухстороннем потоке информации: нормативной, методической, о тех или иных мероприятиях.

Последнее особо нетерпимо для системы дополнительного образования детей, поскольку одним из важных звеньев системы дополнительного образования детей являются циклы массовых мероприятий с учащимися и курсовой подготовки педагогов дополнительного образования. Обрыв информационного потока, белые пятна в информационном пространстве сводят на нет многие из планов и программ объединений обучающихся. Отсутствие информации о массовых мероприятий приводит к логическому коллапсу иерархии мотивов: соревнования и конкурсы проводимые в отсутствии должных соперников (из-за неполучения информации о них).

Использование прогрессивных методик, основанных на НИТ решительным образом усиливает управленческий потенциал системы дополнительного образования детей. Так, применение программного компьютерного обеспечения в деятельности главной судейской коллегии на Всероссийских соревнования обучающихся «Школа безопасности» сократил в несколько раз число протестов, ускорил процесс подсчета результатов, привел практически к безошибочному подведению итогов.

д) кадровое обеспечение НИТ

Система дополнительного образования детей в последние годы пополнилась значительным количеством специалистов сферы народного хозяйства (в том числе ВПК и научных учреждений), имеющие опыт работы в сфере НИТ. Однако уровень заработной платы педагогов  дополнительного образования детей (несопоставимый с заработками в компьютерных фирмах) в ряде случаев усилил отток  профессионалов в частный сектор.

Другой проблемой остается нехватка специалистов, имеющих педагогическое профессиональное образование.

Те же из специалистов, которые имеют педагогическое образование, не всегда могут на должном уровне применить навыки работы с новейшими компьютерными технологиями, не имеют навыков программирования и сетевой культуры.

По оценкам не менее 70 процентов педагогов дополнительного образования детей испытывают трудности при работе с компьютерами, отчего НИТ в таких сферах как художественное образование, физкультурно-спортивное направление, развивается недостаточно быстрыми темпами.

Особую остроту приобретают проблемы низкого уровня компьютерной грамотности управленцев (как руководителей учреждений дополнительного образования детей, так и у администраторов и методистов органов управления образованием  и методических служб).

е) научно-методическое обеспечение НИТ

Попытки обобщения на методологическом уровне процессов, происходящих в сфере информатизации дополнительного образования детей неоднократно предпринимались учеными (Л.Кечиев, В.Мордвинов, М.Поволяева и др.).

Вместе с тем по большей свое части и ввиду отсутствие заказа государства по данной тематике, педагогика дополнительного образования детей на концептуальном уровне не освоила в полном объеме возможности и перспективы использования НИТ ни в содержании, ни в сфере управления, ни в сфере подготовки кадров.

Более того, вопросы информатизации смежных уровней образования (общего и профессионального образования) в отечественной научной литературе проработаны на порядок подробнее.

Методическое   оснащение вопросов дополнительного образования детей на общероссийском уровне активно продвигает лишь журнал «Внешкольник».

Вопросы использования НИТ (и дистанционного обучения) при подготовке кадров освоено учеными-исследователями МИЭМ (рук. проекта Л.Кечиев). Тематика допрофессиональной подготовки обучающихся, ориентированных на выбор профессий, связанных НИТ, а также развития комплекса учреждения дополнительного образования детей-ВУЗ разработаны и программно-методически освоены учеными МИРЭА (рук. В.Мордвинов) в сотрудничестве с Московским городским дворцом творчества детей и юношества.

Первая попытка собрать актив исследователей и практиков информатизации системы дополнительного образования детей была осуществлена в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Информатизации дополнительного образования детей» (апрель 2000 г, на базе МГДТДиЮ).

ж) НИТ в сфере воспитательной деятельности

Сфера дополнительного образования детей всегда рассматривала вопросы воспитания личности обучающегося как приоритетные. Развитие новых информационных технологий поставила перед педагогическими коллективами этих учреждений серьезные методологические проблемы в вопросах смены парадигмы воспитания.

Перед наукой и практикой встали весьма острые вопросы:

Какие личностные качества необходимо формировать при реализации образовательных программ, ориентированных на использование новых информационных технологий?

Можно ли осуществлять традиционные формы и методы воспитательного воздействия на подростка, увлеченного компьютером?

Не происходит ли наркотизации личности обучающегося от чрезмерного увлечения компьютером и особенно поглощения его ?

Каковы ближние и дальние негативные перспективы влияния информационного поля сети Интернет на развитие личности подростка и в его нравственных качеств?

Ответы на многие их них практика дает самым суровым способом.  Знания и навыки работы на компьютере и особенно в сети при слабом воздействии воспитательной среды  приводит к деформации личности, хакерству в самых грубых формах – правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, «взлому» банковских счетов, кредитных карточек, сознательному созданию вирусов и уничтожению данных на компьютерах. Число преступлений, совершенных с использованием НИТ среди несовершеннолетних растет в геометрической прогрессии.

К сожалению наука не дает ответ какие меры воспитания сегодня наиболее действенны при формирования личности информационного общества.

Не случайно, что законодатель, обеспокоенный информационной агрессией против подрастающего поколения внес в федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» статью 14, в которой предусмотрены меры по информационной защите прав ребенка. К сожалению, правоприменительность этой статьи пока явно недостаточна из-за отсутствия подзаконных актов к данному закону.

В связи с этим встает и еще одна проблема: воспитания критически мыслящего индивидуума, который может сознательно отвергать информацию, наносящую ему нравственный и психологический вред. Равно как  и проблема обучения педагогов и родителей данным методикам.

1.2.Технологический и инструментальный парк

Эффективность использования информационных средств в учреждениях дополнительного образования детей резка снижена из-за крайне скудной материальной базой учреждений дополнительного образования детей в области информационных технологий.

Лишь в незначительном количестве видов учреждений дополнительного образования детей (центры, дворцы и дома творчества детей и юношества, центры, дома и клубы научно-технического творчества учащихся) есть достаточный парк современной компьютерной техники для образовательного процесса. По оценочным данным лишь 10 процентов этих учреждений имеют современное оборудование. Большинство же из учреждений дополнительного образования детей имеют лишь по 1-2 компьютера для управленческих задач.

1.3. Программные средства

Программные средства для системы дополнительного образования детей составляет:

лицензионная продукция крупнейших зарубежных фирм (офисные, СУБД, AutoCAD и т.п.), отечественных (преимущественно  справочные и образовательно-игровые);

авторские (разработанные в конкретном учреждении). Специально разработанных ПС для системы дополнительного образования детей отечественными производителями крайне недостаточно.

Особенно актуальным для системы дополнительного образования детей становится обеспечение ПС для проведения внеурочной работы в сельских школах в связи с реализацией программы компьютеризации сельской школы. Сегодня нет полноценных образовательных ПС для системы дополнительного образования детей, учитывающей специфику сельской школы.

Практически нет методических и обучающих ПС для системы воспитания, изданных массовым тиражом на CD-ROM (исключение составляют электронные энциклопедии «Кирилла и Мефодия», «Новый диск»).

Недостаточен выбор в Интернете русскоязычных образовательных ресурсов.

Более того, многие из создаваемых ПС (прежде всего, игровых), выпускаемые отечественными дистрибьюторами, или имеющиеся в открытом доступе в сети Интернет наносят существенный вред нравственному воспитанию детей, их психическому и физическому здоровью.

1.4. Уровень Net-технологий  в системе дополнительного образования детей

По данным доклада Министерства Российской Федерации по связи и информатизации «О концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации» на начало 2001 года 2,5 млн. россиян регулярно пользуются Интернетом. Через пять лет по оценке экспертов Правительства Российской Федерации их будет уже 6 млн., а в 2010 году – 26 млн.100 тыс.

Информационные сетевые ресурсы в области дополнительного образования детей состоят из федеральных, региональных сетей, локальных (формируемых из сетей образователных учреждений и местных ЦИТ).

Федеральные сетевые размещены на:

- сайте Центра развития системы дополнительного образования детей и журнала «Внешкольник» (дистанционное обучение кадров, методическое обеспечение образовательного процесса системы дополнительного образования детей);

- информационный-методический сайт Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (базы данных по нормативному правовому обеспечению воспитания и дополнительного образования детей, информационным ресурсам  и учебно-методической литературе, совместно с РЦ МТО Минобразования – Реестр компьютерных программ, с возрастными ограничениями и БД «Одаренные дети»);

- совместно с Федерацией Интернет-образования реализуется проект сайта Родитель.ру (на портале Поколение.ру) (БД видеофильмов для педагогов, родителей и детей, методическое обеспечение семейного воспитания и т.п.);

- разрабатываются проекты сетевых ресурсов по проблемам воспитания, научно-технического творчества учащихся, дистанционного обучения педагогов дополнительного образования детей.

Сетевые ресурсы в регионах базируются на более чем 50 сайтах, принадлежащих государственным и муниципальным учреждениям дополнительного образования детей, крупнейшие из которых созданы:

Ярославским центром дистанционного обучения детей;

Сургутской компьютерной школы;

Московским городским дворцом творчества детей и юношества;

Санкт-Петербургским дворцом творчества юных;

Всероссийскими детскими центрами «Орленок» и «Океан».

Крупнейшая локальная сеть по проблемам воспитания и дополнительного образования детей и молодежи создана на базе Ярославского центра дистанционного обучения, которая замыкает практически все районы области и учреждения дополнительного образования детей. Она включает в себя ресурсы по экологическому воспитанию детей, ресурсы для проведения международных сетевых олимпиад по дополнительному образования детей, информационно-аналитические материалы в помощь руководителям и педагогам системы дополнительного образования детей, обучающимся в учреждениях и объединениях дополнительного образования детей.

Однако не несмотря усилия управленцев и педагогов стройной системы развития net-технологий в системе дополнительного образования детей не произошло. Не более  3 процентов учреждений дополнительного образования детей имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, что несколько выше чем в общем среднем образовании (2 процента), но значительно уступает системе высшего профессионального образования (более 50 процентов). Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей, имеющее огромный педагогический потенциал, находится в зародышевом состоянии.

Обладая уникальным потенциалом в системе непрерывного образования детей, система дополнительного образования детей, тем не менее, остается на периферии единого информационного образовательного пространства.

I

II. Содержательные функции информационных технологий в системе дополнительного образования детей

2.1.Определение содержательных функций

Вышеизложенное позволяет определить концептуальную базу для определения содержательных функций новых информационных технологий (ИТ) в системе дополнительного образования детей.

- функция развития информационной культуры  детей в системе непрерывного образования;

- функция удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;

- функция педагогизации неформальной информационной среды;

- функция единства обучения и воспитания при обучении языку НИТ;

- функция приоритета гуманистического подхода в развитии ИТ в образовательной среде над технократическим.

2.2.Функция развития информационной культуры  детей в системе непрерывного образования

Информационная культура личности – важный атрибут человека информационного общества. Главный элемент информационной культуры – это основы знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации. На этой основе  учащиеся получают навыки сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, профессиональной и досуговой деятельности. Компьютер в этом контексте выступает и как средство получения, сбора и переработки информации, равно как и цель познания, как социокультурный феномен информационного общества.

Система дополнительного образования детей не формирует человека-профессионала, «человека-компьютерщика», она дает ему возможности профессионального самоопределения. Возможность выбора любой профессии, где  используются компьютерные технологии. Одновременно она дает представление подростку, что компьютер может быть использования и как средство полезного досуга.

Наверное, существенным в определении целей реализации этой функции будет понятие формирование культуры пользователя. Элементами ее будет не только навыки, умения и знания, но и воспитание поведенческих мотивов при общении с компьютерами. Сетевой этикет, игровая культура, гигиена общения с компьютерной техникой – должны стать частью общей подготовки в любых объединения учащихся с использованием НИТ.

2.3. Функция удовлетворения образовательных потребностей обучающихся

Образовательные потребности личности реализуются при помощи НИТ в системе дополнительного образования детей следующих формах:

на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей (клубах, объединениях и т.д.)

в системе дистанционного обучения;

путем самообразования или домашнего образования;

с использованием сетевых образовательных ресурсов;

в летних (зимних) школах, профильных лагерях  юных компьютерщиков.

Для реализации этой функции необходима широкая сеть образовательных программных ресурсов, методика обучения с использованием данного программного обеспечения.

2.4. Функция педагогизации неформальной информационной среды

Известный российский режиссер А.Кончаловский говоря о возможностях компьютерных технологий подчеркивает: «Компьютерные технологии дают человеку возможность получать информацию, но не освобождают его от тех же страхов, которые у него были, не освобождают от необходимости эту информацию классифицировать. Обилие информации еще не дает ума. Огромные возможности {есть у компьютера}, но это еще не значит, что они облегчают человеку способность понять себя, смысл жизни». (см. «Домашний компьютер», 2001, №6).

Неформальная информационная среда – это и многочисленные игровые программы и миллионы веб-страничек, которые используются детьми и подростками при удовлетворении своих досуговых и информационных потребностей. Это огромное пространство практически не освоено педагогами для расширения образовательных информационных ресурсов.

Форм педагогизации этой среды немало.

Во-первых, педагогическое вмешательство – это прежде всего не запретительные меры (закрыть «вредные» сайты, «запретить» или цензурировать компьютерные игры).

Во-вторых, главное направление «педагогического окультуривания» информационной среды заключаются в следующих позитивных формах:

- создание методик и требований к полезным развивающим играм, поощрение разработчиков в создании педагогически целесообразных игровых программ;

-  введение системы классификации возрастных показаний для компьютерных игр и программ;

-  принятие мер педагогического поощрения компьютерного детского творчества;

-  развитие системы телекоммуникационных сетевых олимпиад по различным видам детского творчества.

-  включение родителей в систему педагогического партнерства при формировании компьютерной культуры у детей и подростков.

2.5.Функция единства обучения и воспитания при обучении языку НИТ

Воспитывающая деятельность всегда было главнейшим элементом системы дополнительного образования детей. Но при  использовании НИТ методика воспитательные цели чаще всего рассматриваются как побочные, не доминирующие в совместной образовательной деятельности педагога и обучающегося. Бесспорно, что весьма важно в процессе использования НИТ сформировать у школьников «модульно-рефлексивный стиль мышления» или «операционного мышления» («Информатика и образование», 1997, №1). Но не менее важно, чтобы предметная деятельность школьников в связке «человек-компьютер» была бы дополнена нравственными парадигмой: «ответственный человек-компьютер».

Теория «андеграундного компьютерного движения или хакерства» (см. ж-л «Компьютерра», 2001, № 19) красноречиво говорит о том, что несформированные нравственные качества личности позволяют подростку  с формированным операционным мышлением и с модульно-рефлексивным стилем мышлением стать талантливым компьютерным  мошенником или изобретателем новейших разрушительных вирусов.

2.6. Функция приоритета гуманистического подхода над технократическим в развитии ИТ в образовательной среде

По мнению известного ученого, профессора университета штата Мэриленд Бена Шнайдермана, существовавшие длительное время концепции обработки информации соответствовали формулировке «компьютер это может», и строилась в доминанте «компьютер - первично, человек- вторично», то ведущие идеи нового века сходят из положения «Это может человек». («Computerworld», 2001 №17)

Принципиальные моменты взаимодействия «человек-машина» в информационном пространстве определяется тем, кто для кого существует и кто под кого должен подлаживаться: человек для машины (и, соответственно, - человек должен «приспосабливаться» под компьютер и программное обеспечение), или наоборот: разработчики ПО и конструкторы должны учитывать возможности человека. Большую часть ошибок, совершаемых при обработке информации исходит не от человека, а от ошибок технократов-конструкторов и программистов.

В педагогическом плане для системы дополнительного образования детей эта функция может означать, что при разработке образовательных программ необходимо учитывать, следующее:

- компьютер – уникальное средство достижения творческих задач,, поставленных человеком (обучающимся или педагогом).

- процесс познания (даже в рамках дистанционного обучения) происходит при обязательном коммуникативном воздействии обучаемого и обучающегося. Воспитывает и обучает личность, а не софт или компьютер.

- создаваемое программное обеспечение для образовательных  нужд, равно как и интерактивные творческие задания для обучающихся должно быть не только технократичными, но прежде всего - гуманистичными (то есть соответствовать эстетическим, нравственным требованиям, предусматривать возможность соучастия в решении задания с педагогом или родителям, давать возможность ощущать подростку ситуации «успеха» «здесь и сейчас» (Л.Выготский).

III. Основные направления развития информационных технологий дополнительного образования детей

Необходимость развития информационных ресурсов в учреждениях дополнительного образования детей диктуется задачами развития сферы дистанционного образования по различным видам детского и юношеского творчества учащихся, внедрением НИТ в содержание дополнительного образования детей по различным образовательным программам, прежде всего в области научно-технического, проведением сетевых (телекоммуникационных) конкурсов, олимпиад, включением системы российского дополнительного образования детей в мировую информационную систему.